Занятия с логопедом при различных заболеваниях
Занятия логопеда с ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР)
Организация коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в рамках Центра развития речи «Говорить легко» строится на результатах диагностического обследования речевых и неречевых функций.
Логопедическое обследование ребенка с ОНР включает в себя:
- сбор анамнестических данных: особенности протекания беременности и родов, характер раннего развития ребенка, заключения таких специалистов как невролог, психоневролог, ЛОР. Дополнительно уточняется психологический и социальный статус среды, в которой пребывал ребенок в раннем возрасте;
- диагностику развития словарного запаса: проверяется пассивный и активный словарь ребенка;
- обследование грамматического строя речи;
- выявление особенностей развития связной речи;
- изучение звукопроизношения и фонематического слуха;
- выяснение степени овладения слоговой структуры.
Коррекционное воздействие при ОНР носит длительный характер, направлено на формирование речевых средств, и, учитывая проявления и структуру дефекта, строится на традиционных, авторских, специальных и вариативных методиках.
Логопедическая работа с ребенком с ОНР строится с учетом:
- онтогенеза речевого развития в норме;
- анализа различных условий формирования речевой функции;
- возможности раннего вмешательства;
- взаимосвязанного формирования лексико-грамматической и фонетико-фонематической систем языка;
- индивидуального и дифференцированного подхода к содержанию, приемам и методике логопедической работы с дошкольниками, имеющими различную структуру нарушения речи;
- взаимосвязи речи с другими психическими функциями.
Основные направления логопедической работы с дошкольниками с ОНР (I-III уровня речевого развития).
Логопедическая работа с ребенком с ОНР I уровня речевого развития включает в себя:
- развитие понимания обращенной речи;
- развитие моторной подражательной деятельности;
- формирование звукоподражетельной деятельности;
- формирование первых форм фраз;
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).
Логопедическая работа с ребенком с ОНР II уровня речевого развития включает в себя:
- развитие понимания речи: формирование понимания обобщающего значения слов;
- активизация речевой деятельности;
- формирование лексико-грамматических средств языка;
- развитие фразовой речи в коммуникативных ситуациях;
- развитие произносительной стороны речи.
Логопедическая работа с ребенком с ОНР III уровня речевого развития включает в себя:
- развитие понимания речи: понимание более тонких значений обобщающих слов;
- развитие лексико-грамматического строя языка;
- развитие связной речи;
- формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение элементам грамоты.
Занятия логопеда с ребенок с задержкой психического развития (ЗПР):
Программа коррекционно-логопедического воздействия ребенка с ЗПР строится на основании психолого-педагогической диагностики с учетом традиционных общедидактических принципов и принципов специальной педагогики. Перечислим наиболее важные принципы при построении программы коррекционного воздействия для ребенка с ЗПР:
- принцип системного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР;
- принцип опережающего развития семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
- принцип коммуникативной направленности.
Основные направления логопедической работы с ребенком с ЗПР:
- активизация коммуникативной и речевой деятельности детей;
- развитие понимания обращенной речи с опорой на различные виды совместной с педагогом деятельности, расширение пассивного словаря;
- коррекция нарушений звукопроизношения;
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
- развитие просодических компонентов речи;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- формирование лексического строя речи;
- формирование словообразования и словоизменения;
- развитие связной речи
- подготовка к обучению грамоте.
Занятия логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
При организации логопедической работы с аутичными детьми важной задачей является формирование у них коммуникативных навыков.
Для развития коммуникации у неговорящих (мутичных) детей с РАС используются альтернативные системы коммуникации:
- пиктографическая – с использованием картинок, пиктограмм;
- жестовая – с использованием жестов;
- письменная – с использованием письменной речи (карточки со словами, печать на компьютере, планшете, составление слов на кубиках, магнитной азбуке).
Для развития коммуникации у говорящих детей с РАС используется устная речь.
Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом затрагивает следующие направления:
- умение выразить просьбу;
- социальная ответная реакция;
- умение привлекать внимание и задавать вопросы;
- навыки комментирования и сообщения информации;
- умения выражать чувства и эмоции, сообщать о них;
- формирование диалоговых навыков;
- социальное поведение.
В ходе обучения детей с РАС ставится ряд неспецифических задач по формированию:
- коммуникативной мотивации;
- вербальных средств коммуникации;
- невербальных средств коммуникации;
- коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
- интенциональной направленности речи.
Помимо развития коммуникативных навыков, педагоги Центра развития речи «Говорить легко» занимаются также:
- формированием и развитием социальных навыков у детей с РАС;
- развитием различных видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной);
- развитием других высших психических функций.