Занятия с логопедом при различных заболеваниях

Занятия логопеда с ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР)

Организация коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в рамках Центра развития речи «Говорить легко» строится на результатах диагностического обследования речевых и неречевых функций.

Логопедическое обследование ребенка с ОНР включает в себя:

  • сбор анамнестических данных: особенности протекания беременности и родов, характер раннего развития ребенка, заключения таких специалистов как невролог, психоневролог, ЛОР. Дополнительно уточняется психологический и социальный статус среды, в которой пребывал ребенок в раннем возрасте;
  • диагностику развития словарного запаса: проверяется пассивный и активный словарь ребенка;
  • обследование грамматического строя речи;
  • выявление особенностей развития связной речи;
  • изучение звукопроизношения и фонематического слуха;
  • выяснение степени овладения слоговой структуры.

Коррекционное воздействие при ОНР носит длительный характер, направлено на формирование речевых средств, и, учитывая проявления и структуру дефекта, строится на традиционных, авторских, специальных и вариативных методиках.

Логопедическая работа с ребенком с ОНР строится с учетом:

  • онтогенеза речевого развития в норме;
  • анализа различных условий формирования речевой функции;
  • возможности раннего вмешательства;
  • взаимосвязанного формирования лексико-грамматической и фонетико-фонематической систем языка;
  • индивидуального и дифференцированного подхода к содержанию, приемам и методике логопедической работы с дошкольниками, имеющими различную структуру нарушения речи;
  • взаимосвязи речи с другими психическими функциями.
Важно помнить! Для достижения наилучшего результата занятия с логопедом должны носить систематический характер, быть интересными, разнообразными, учитывающими уровень развития ребенка.

Основные направления логопедической работы с дошкольниками с ОНР (I-III уровня речевого развития).

Логопедическая работа с ребенком с ОНР I уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания обращенной речи;
  • развитие моторной подражательной деятельности;
  • формирование звукоподражетельной деятельности;
  • формирование первых форм фраз;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).

onr

Логопедическая работа с ребенком с ОНР II уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания речи: формирование понимания обобщающего значения слов;
  • активизация речевой деятельности;
  • формирование лексико-грамматических средств языка;
  • развитие фразовой речи в коммуникативных ситуациях;
  • развитие произносительной стороны речи.

Логопедическая работа с ребенком с ОНР III уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания речи: понимание более тонких значений обобщающих слов;
  • развитие лексико-грамматического строя языка;
  • развитие связной речи;
  • формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение элементам грамоты.

Важно помнить! В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам.

Занятия логопеда с ребенок с задержкой психического развития (ЗПР):

Программа коррекционно-логопедического воздействия ребенка с ЗПР строится на основании психолого-педагогической диагностики с учетом традиционных общедидактических принципов и принципов специальной педагогики. Перечислим наиболее важные принципы при построении программы коррекционного воздействия для ребенка с ЗПР:

  • принцип системного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР;
  • принцип опережающего развития семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
  • принцип коммуникативной направленности.
Важно помнить! Логопедические занятия с детьми с ЗПР в игровой форме значительно повышают мотивацию дошкольников, снижают уровень стресса и способствуют развитию речевой и познавательной активности.

Основные направления логопедической работы с ребенком с ЗПР:

  • активизация коммуникативной и речевой деятельности детей;
  • развитие понимания обращенной речи с опорой на различные виды совместной с педагогом деятельности, расширение пассивного словаря;
  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
  • развитие просодических компонентов речи;
  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • формирование лексического строя речи;
  • формирование словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи
  • подготовка к обучению грамоте.
Важно помнить! Нарушения речи у детей с ЗПР вариативны по своим проявлениям, механизмам, степени выраженности и требуют дифференцированного подхода к их коррекции.

zpr

Занятия логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

При организации логопедической работы с аутичными детьми важной задачей является формирование у них коммуникативных навыков.

Для развития коммуникации у неговорящих (мутичных) детей с РАС используются альтернативные системы коммуникации:

  • пиктографическая – с использованием картинок, пиктограмм;
  • жестовая – с использованием жестов;
  • письменная – с использованием письменной речи (карточки со словами, печать на компьютере, планшете, составление слов на кубиках, магнитной азбуке).

pecs

pecs1

 

Для развития коммуникации у говорящих детей с РАС используется устная речь.

Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом затрагивает следующие направления:

  • умение выразить просьбу;
  • социальная ответная реакция;
  • умение привлекать внимание и задавать вопросы;
  • навыки комментирования и сообщения информации;
  • умения выражать чувства и эмоции, сообщать о них;
  • формирование диалоговых навыков;
  • социальное поведение.

В ходе обучения детей с РАС ставится ряд неспецифических задач по формированию:

  • коммуникативной мотивации;
  • вербальных средств коммуникации;
  • невербальных средств коммуникации;
  • коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
  • интенциональной направленности речи.

Помимо развития коммуникативных навыков, педагоги Центра развития речи «Говорить легко» занимаются также:

  • формированием и развитием социальных навыков у детей с РАС;
  • развитием различных видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной);
  • развитием других высших психических функций.
Пройти тест«Пройти тест»