Занятия с психологом

Необходимость занятий с психологом возможно определить после проведения комплексной психолого-педагогической диагностики. На этапе диагностики психолог обращает внимание и оценивает.

  • особенности поведения и адаптации ребенка;
  • мотивацию к игре и общению;
  • выбор деятельности и ее разнообразие;
  • особенности коммуникации.

В результате обследования педагог-психолог может дать родителям устные либо письменные рекомендации, предложить различные формы и варианты занятий.

Основным направлением деятельности психолога является социально-эмоциональное развитие ребенка.

При планировании работы по коррекции нарушений в эмо­циональной и социальной сферах учитывается:

  • первичный запрос родителей;
  • результаты диагностического обследования;
  • особенности внутрисемейных отношений и воспитания;

Специалисты выделяют основные типы семейного воспитания, оказыва­ющие отрицательное воздействие на ребенка:

  • Гиперопека матери;
  • Жесткость требований матери;
  • Завышение требований матери.

psiho4

 

- В тех случаях, когда проблемы ребенка в большей степени связаны с нарушением типа семейного воспитания (см. выше), вначале про­водится индивидуальная работа с родителями в формате беседы или консультаций. Такая работа включает в себя:

  • выявление причин нарушения взаимодей­ствия в семье;
  • разрешение ряда психологических трудностей в конкретной семье.

Далее проводится работа с парой «ро­дитель - ребенок» в форме беседы и/или игровых занятий.

article psiholog2

 

Для детей, имеющих нарушения в эмоциональной и соци­альной сферах, не связанных с «отрицательным» типом семейного воспитания, проводятся индивидуальные или групповые занятия. Индивидуальные занятия нацелены на развитие взаимодействия со взрослым, педагогом, зачастую являются предварительным этапом перед включением ребенка в коллектив сверстников. Групповые занятия нацелены на развитие способности ребенка играть рядом, а затем и вместе с другими детьми, выполнять общую задачу, формируется спо­собность подождать, пока играет другой ребенок.

article psiholog1

article psiholog

Структура индивидуального занятия с психологом в Центре развития речи «Говорить легко»:

  • Приветствие (ритуал «входа в занятие»);
  • Специально организованная игра с психологом (нескольких игр различного вида/игровых заданий, направленных на решение задач социального, эмоционального, когнитивного и моторного развития);
  • Свободная игра ребенка (в это время проводится беседа с родителями, отмечаются все положительные изменения, а также намечаются дальнейшие перспективы развития ребенка, на что следует обратить особое внимание, роди­тели задают интересующие их вопросы);
  • Прощание (ритуал «выхода из занятия»)

Продолжительность одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю, в зависимости от сложности выявленных наруше­ний.

 

Занятия с психологом при ОВЗ

Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит из следующих составляющих:

  • психодиагностика;
  • психологическое консультирование;
  • психокоррекция;
  • психологическая поддержка.
Психологическая помощь детям с ОВЗ значительно отличается от помощи типично развивающимся детям, как по целям, так и по содержанию и динамике процесса.

В процессе психологической помощи детям с ОВЗ учитываются:

  • структура и специфика развития;
  • социальная ситуация развития;
  • степень выраженности изменений личности в связи с ОВЗ;
  • особенности межличностных отношений в семье.

Занятия психолога с детьми с ОВЗ направлены на:

  • повышение социальной активности;
  • развитие самостоятельности;
  • укрепление социальной позиции;
  • формирование ценностных установок;
  • развитие интеллектуальных процессов.

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, которые решают следующие задачи:

  • развитие гностических процессов детей с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям;
  • укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в семье и коллективе сверстников;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • устранение вторичных нарушений в социально-эмоциональной и личностной сферах;
  • диагностика и коррекция стиля семейного воспитания.

У дошкольников с ЗПР наблюдаются следующие отклонения:

  • недоразвитие игровой деятельности;
  • недостаточная познавательная активность;
  • быстрая утомляемость и истощаемость;
  • нарушения сенсорно-перцептивных процессов;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

В связи с этим занятия психолога с детьми с ЗПР направлены на:

  • формирование и развитие игровой деятельности;
  • развитие эмоциональной сферы и общения;
  • формирование перцептивных операций;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • развитие творческих способностей;
  • активизация познавательных процессов;

Сам процесс коррекции происходит во время обучения дошкольников с ЗПР продуктивным видам деятельности таким как: конструирование, рисование, лепка и аппликация, а также в игровых ситуациях.

article ovz 1

 

article ovz 2

article ovz 3

 

Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер и охватывает все сферы психики. Исходя из этого, психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включает в себя два основных блока:

  • адаптация ребенка к имеющемуся у него дефекту;
  • обучение родителей адекватному способу взаимодействия с ребенком.

У детей с умственной отсталостью на передний план выступает интеллектуальное недоразвитие, при котором отмечается:

  • недоразвитие абстрактного мышления;
  • низкий уровень образования понятий;
  • низкая степень сформированности обобщений;
  • нарушения константности и предметности восприятия;
  • замедленный темп узнавания предметов;
  • трудности обобщения сенсорных сигналов.

Занятия психолога с детьми с умственной отсталостью направлены на:

  • формирование перцептивных операций;
  • формирование понятий о сенсорных эталонах;
  • развитие константности и предметности восприятия;
  • формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Важным подходом при психологической коррекции детей с умственной отсталостью является предметно-практическая деятельность. Занятия проводятся в рамках того вида деятельности, которая доступна дошкольнику с психическим недоразвитием в данный момент.

Дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП), получают психологическую помощь вследствие особенностей умственного и эмоционально-волевого развития. Психологическая помощь подразумевает под собой систему мероприятий, направленных на:

  • формирование/развитие психических функций;
  • укрепление социальной позиции личности;
  • повышение социальной активности;
  • развитие психологических механизмов социальной интеграции;
  • развитие интеллектуальных процессов;
  • устранение вторичных личностных реакций на физический дефект.

Занятия психолога с детьми с ДЦП направлены на:

  • развитие эмоционального взаимодействия с окружающими;
  • формирование/развитие предметной и игровой деятельности;
  • активизация сенсорных функций;
  • формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нару­шений;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление);

Психологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) базируется на основных клинических проявлениях, наблюдаемых при данном нарушении развития: нарушения коммуникации, трудности в поведении, задержка психического развития.

Основными направлениями работы психолога с детьми с аутизмом будут являться следующие направления:

  • ориентация аутичного ребенка вовне;
  • обучение ребенка простым навыкам контакта;
  • обучение более сложным формам поведения;
  • развитие самосознания и личности.

Основные задачи психокоррекционной помощи детям с аутизмом:

  • налаживание контакта с аутичным ребенком;
  • преодоление негативизма при общении;
  • смягчение эмоционального и сенсорного дискомфорта;
  • повышение психической активности;
  • развитие целенаправленной деятельности;
  • преодоление нежелательных форм поведения.

article ovz 4

 

article ovz 5

 

Занятия с психологом по возрастам

Занятия с психологом имеют свою специфику в каждом определенном возрасте и строятся на основании диагностики, а также запроса родителей. Написание индивидуальной программы опирается на данные диагностики, нацелено на удовлетворение ведущей потребности возраста, и основывается на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

Занятия психолога с детьми 3-4 лет нацелены на:

  • освоение различных способов взаимодействия со взрослыми

и сверстниками в игре и коммуникации;

  • формирование нравственных эмоций «хорошо – плохо»;
  • поддержание всех видов активности ребенка;
  • развитие умения действовать и играть по правилам;
  • формирование умения сочувствовать, сопереживать;
  • развитие эмоциональной отзывчивости;
  • формирование позитивной самооценки ребенка.

psih po vozrastam 1

Занятия психолога с детьми 4-5 лет нацелены на:

  • создание условий для развития творческого воображения;
  • развитие умений действовать по правилам, усложнение правил;
  • активизация познавательной активности дошкольников;
  • активизация способностей к эмоциональной отзывчивости;
  • способствование перехода детей от соучастия к сотрудничеству

со взрослыми в различных видах деятельности.

Занятия психолога с детьми 5-6 лет нацелены на:

  • формирование элементов произвольности психических процессов

у детей во всех видах деятельности;

  • развитие чувства эмпатии;
  • стимуляция к проявлению инициативы и самостоятельности мышления

в различных видах деятельности;

  • активизацию творческих способностей детей;
  • развитие способности к совместной работе и сотрудничеству;
  • формирование умения планировать собственную деятельность;

psih po vozrastam 2

Занятия психолога с детьми 6-7 лет нацелены на:

  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие мышления;
  • формирование произвольности всех психических процессов;
  • развитие способности удерживать внутреннюю позицию ученика;
  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества

в общении со сверстниками;

  • развитие способностей к адекватной самооценке;
  • активизация построения внутреннего плана действий;
  • формирование этических представлений.