Занятия с психологом
Необходимость занятий с психологом возможно определить после проведения комплексной психолого-педагогической диагностики. На этапе диагностики психолог обращает внимание и оценивает.
- особенности поведения и адаптации ребенка;
- мотивацию к игре и общению;
- выбор деятельности и ее разнообразие;
- особенности коммуникации.
В результате обследования педагог-психолог может дать родителям устные либо письменные рекомендации, предложить различные формы и варианты занятий.
Основным направлением деятельности психолога является социально-эмоциональное развитие ребенка.
При планировании работы по коррекции нарушений в эмоциональной и социальной сферах учитывается:
- первичный запрос родителей;
- результаты диагностического обследования;
- особенности внутрисемейных отношений и воспитания;
Специалисты выделяют основные типы семейного воспитания, оказывающие отрицательное воздействие на ребенка:
- Гиперопека матери;
- Жесткость требований матери;
- Завышение требований матери.
- В тех случаях, когда проблемы ребенка в большей степени связаны с нарушением типа семейного воспитания (см. выше), вначале проводится индивидуальная работа с родителями в формате беседы или консультаций. Такая работа включает в себя:
- выявление причин нарушения взаимодействия в семье;
- разрешение ряда психологических трудностей в конкретной семье.
Далее проводится работа с парой «родитель - ребенок» в форме беседы и/или игровых занятий.
Для детей, имеющих нарушения в эмоциональной и социальной сферах, не связанных с «отрицательным» типом семейного воспитания, проводятся индивидуальные или групповые занятия. Индивидуальные занятия нацелены на развитие взаимодействия со взрослым, педагогом, зачастую являются предварительным этапом перед включением ребенка в коллектив сверстников. Групповые занятия нацелены на развитие способности ребенка играть рядом, а затем и вместе с другими детьми, выполнять общую задачу, формируется способность подождать, пока играет другой ребенок.
Структура индивидуального занятия с психологом в Центре развития речи «Говорить легко»:
- Приветствие (ритуал «входа в занятие»);
- Специально организованная игра с психологом (нескольких игр различного вида/игровых заданий, направленных на решение задач социального, эмоционального, когнитивного и моторного развития);
- Свободная игра ребенка (в это время проводится беседа с родителями, отмечаются все положительные изменения, а также намечаются дальнейшие перспективы развития ребенка, на что следует обратить особое внимание, родители задают интересующие их вопросы);
- Прощание (ритуал «выхода из занятия»)
Продолжительность одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю, в зависимости от сложности выявленных нарушений.
Занятия с психологом при ОВЗ
Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит из следующих составляющих:
- психодиагностика;
- психологическое консультирование;
- психокоррекция;
- психологическая поддержка.
В процессе психологической помощи детям с ОВЗ учитываются:
- структура и специфика развития;
- социальная ситуация развития;
- степень выраженности изменений личности в связи с ОВЗ;
- особенности межличностных отношений в семье.
Занятия психолога с детьми с ОВЗ направлены на:
- повышение социальной активности;
- развитие самостоятельности;
- укрепление социальной позиции;
- формирование ценностных установок;
- развитие интеллектуальных процессов.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, которые решают следующие задачи:
- развитие гностических процессов детей с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям;
- укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в семье и коллективе сверстников;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие самостоятельности и активности;
- устранение вторичных нарушений в социально-эмоциональной и личностной сферах;
- диагностика и коррекция стиля семейного воспитания.
У дошкольников с ЗПР наблюдаются следующие отклонения:
- недоразвитие игровой деятельности;
- недостаточная познавательная активность;
- быстрая утомляемость и истощаемость;
- нарушения сенсорно-перцептивных процессов;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
В связи с этим занятия психолога с детьми с ЗПР направлены на:
- формирование и развитие игровой деятельности;
- развитие эмоциональной сферы и общения;
- формирование перцептивных операций;
- формирование сенсорных эталонов;
- развитие творческих способностей;
- активизация познавательных процессов;
Сам процесс коррекции происходит во время обучения дошкольников с ЗПР продуктивным видам деятельности таким как: конструирование, рисование, лепка и аппликация, а также в игровых ситуациях.
Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер и охватывает все сферы психики. Исходя из этого, психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включает в себя два основных блока:
- адаптация ребенка к имеющемуся у него дефекту;
- обучение родителей адекватному способу взаимодействия с ребенком.
У детей с умственной отсталостью на передний план выступает интеллектуальное недоразвитие, при котором отмечается:
- недоразвитие абстрактного мышления;
- низкий уровень образования понятий;
- низкая степень сформированности обобщений;
- нарушения константности и предметности восприятия;
- замедленный темп узнавания предметов;
- трудности обобщения сенсорных сигналов.
Занятия психолога с детьми с умственной отсталостью направлены на:
- формирование перцептивных операций;
- формирование понятий о сенсорных эталонах;
- развитие константности и предметности восприятия;
- формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Важным подходом при психологической коррекции детей с умственной отсталостью является предметно-практическая деятельность. Занятия проводятся в рамках того вида деятельности, которая доступна дошкольнику с психическим недоразвитием в данный момент.
Дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП), получают психологическую помощь вследствие особенностей умственного и эмоционально-волевого развития. Психологическая помощь подразумевает под собой систему мероприятий, направленных на:
- формирование/развитие психических функций;
- укрепление социальной позиции личности;
- повышение социальной активности;
- развитие психологических механизмов социальной интеграции;
- развитие интеллектуальных процессов;
- устранение вторичных личностных реакций на физический дефект.
Занятия психолога с детьми с ДЦП направлены на:
- развитие эмоционального взаимодействия с окружающими;
- формирование/развитие предметной и игровой деятельности;
- активизация сенсорных функций;
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление);
Психологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) базируется на основных клинических проявлениях, наблюдаемых при данном нарушении развития: нарушения коммуникации, трудности в поведении, задержка психического развития.
Основными направлениями работы психолога с детьми с аутизмом будут являться следующие направления:
- ориентация аутичного ребенка вовне;
- обучение ребенка простым навыкам контакта;
- обучение более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности.
Основные задачи психокоррекционной помощи детям с аутизмом:
- налаживание контакта с аутичным ребенком;
- преодоление негативизма при общении;
- смягчение эмоционального и сенсорного дискомфорта;
- повышение психической активности;
- развитие целенаправленной деятельности;
- преодоление нежелательных форм поведения.
Занятия с психологом по возрастам
Занятия с психологом имеют свою специфику в каждом определенном возрасте и строятся на основании диагностики, а также запроса родителей. Написание индивидуальной программы опирается на данные диагностики, нацелено на удовлетворение ведущей потребности возраста, и основывается на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
Занятия психолога с детьми 3-4 лет нацелены на:
- освоение различных способов взаимодействия со взрослыми
и сверстниками в игре и коммуникации;
- формирование нравственных эмоций «хорошо – плохо»;
- поддержание всех видов активности ребенка;
- развитие умения действовать и играть по правилам;
- формирование умения сочувствовать, сопереживать;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- формирование позитивной самооценки ребенка.
Занятия психолога с детьми 4-5 лет нацелены на:
- создание условий для развития творческого воображения;
- развитие умений действовать по правилам, усложнение правил;
- активизация познавательной активности дошкольников;
- активизация способностей к эмоциональной отзывчивости;
- способствование перехода детей от соучастия к сотрудничеству
со взрослыми в различных видах деятельности.
Занятия психолога с детьми 5-6 лет нацелены на:
- формирование элементов произвольности психических процессов
у детей во всех видах деятельности;
- развитие чувства эмпатии;
- стимуляция к проявлению инициативы и самостоятельности мышления
в различных видах деятельности;
- активизацию творческих способностей детей;
- развитие способности к совместной работе и сотрудничеству;
- формирование умения планировать собственную деятельность;
Занятия психолога с детьми 6-7 лет нацелены на:
- формирование учебно-познавательной мотивации;
- развитие мышления;
- формирование произвольности всех психических процессов;
- развитие способности удерживать внутреннюю позицию ученика;
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества
в общении со сверстниками;
- развитие способностей к адекватной самооценке;
- активизация построения внутреннего плана действий;
- формирование этических представлений.