Занятия с логопедом
Дети различного возраста могут иметь недостатки в развитии речи. Чаще всего наблюдаются нарушения произношения звуков. Это может быть самостоятельным нарушением, а может входить в состав других, более сложных расстройств речи.
Родителям важно помнить, что своевременное обращение к логопеду позволит:
- предотвратить трудности в овладении письмом и чтением;
- избежать затруднений в освоении русского языка;
- скорректировать отклонения в развитии некоторых психических функций (внимания, восприятия, памяти);
- избежать психологических трудностей при общении ребенка в коллективе сверстников;
- снизить риск возникновения заикания.
В Центре развития речи «Говорить легко» нарушение звукопроизношения рассматривается с точки зрения комплексного подхода, поэтому на занятиях в увлекательной и доступной форме решаются следующие задачи:
- нормализация мышечного тонуса (при необходимости);
- выработка правильных артикуляционных укладов;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие слухового и слухоречевого внимания;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- расширение и активизация словарного запаса;
- активизация речевого общения и коммуникации;
- развитие памяти, внимания, мышления.
Занятия логопеда в детском саду чаще всего бывают как индивидуальные, так и групповые, подгрупповые и фронтальные, что связано с постоянным количеством детей в группе, и распределением их по степени нарушения звукопроизношения. В частном логопедическом центре, например, в Центре развития речи «Говорить легко» предусматривается вариант индивидуальных занятий.
Видео фрагмент занятия с логопедом
Структура индивидуального занятия логопеда с детьми при нарушении звукопроизношения в Центре развития речи «Говорить легко» выглядит следующим образом:
- организационный момент;
- самомассаж и комплекс мимических упражнений;
- артикуляционная гимнастика;
- комплекс упражнений на развитие речевого дыхания;
- постановка звука/автоматизация звука (в зависимости от периода обучения)
- развитие мелкой моторики;
- упражнения на активизацию фонематического слуха/развитие звукового анализа и синтеза (в зависимости от периода обучения);
- развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).
Видео фрагмент занятия с логопедом
Занятие у логопеда продолжается 30 или 45 минут.
Логопед проводит занятия несколько раз в неделю в зависимости от тяжести речевого нарушения.
Занятие логопеда по постановке звука [Р]
Занятие логопеда по постановке звука [Р]
Некоторые родители, обращаясь к нам за помощью, ошибочно полагают, что ребенку необходимо исправить букву «р». На самом деле, речь идет о неправильном произношении звука [Р]. Многих родителей больше всего тревожит именно неправильное или искаженное произношение этого сонорного звука.
Недостатки звукопроизношения делятся на несколько групп. Нарушенное произношение звуков [Р],[Р‘] принято обозначать термином «ротацизм».
Виды нарушенного звукопроизношения:
- искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков (например, горловое произнесение звука [Р]);
- замены – использование вместо звука, отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя (например, «лыба» вместо «рыба», «вакета» вметсто «ракета»);
- пропуск – отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха (например, «каова» вместо «корова»)
- смешение – недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении («лакета» вместо «ракета»)
Виды искаженного произношения звуков [Р], [Р‘]:
- межзубное – язык выбрасывается изо рта, слышен один удар;
- одноударное – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
- проторный – правильная артикуляция звука без вибрации, слышится щелевой (фрикативный звук);
- горловой – кончик и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть спинки круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое нёбо (велярный ротацизм), либо увулю (увулярный ротацизм);
- боковой – при правильной артикуляции звуков один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок. Она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук. Слышны 1 – 2 удара;
- кучерской – губы выдвинуты вперед. Сильная струя воздуха заставляет губы вибрировать;
- носовой – кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка напряжена и поднята к мягкому нёбу, образуя щель или смычку. При смычке звучание приобретает носовой оттенок.
Виды замен звуков [Р], [Р‘]:
- замены на любые гласные звуки: «ыак» вместо «рак», «иепа» вместо «репа»;
- замены на сонорные звуки: «лак» вместо «рак», «нама» вместо «рама» «jука» вместо «рука», «Льома» - вместо «Рома»;
- замена на губно-зубные: «кавова» вместо «корова»;
- замена на переднеязычные: «дак» вместо «рак», «депа» вместо «репа»;
- замена на заднеязычные: «гак» вместо «рак», «гепа» вместо «репа».
Работа по коррекции нарушений звукопроизношения начинается с развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
- подбираются целенаправленно;
- проводятся в начале занятия;
- закрепляются в домашних условиях;
- требуют 5-7 минут для выполнения.
Для постановки звуков [Р], [Р‘] необходимо выполнять следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
Базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата:
- «Окно» - рот широко открыт, язык спокойно лежит за на дне ротовой полости;
- «Забор» - губы в улыбке, передние верхние и нижние резцы обнажены, стоят друг на друге;
- «Трубочка» - вытягивание губ вперед трубочкой;
- «Лопата» - рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии;
- «Иголка» - рот открыт, удерживать узкий язык между резцами;
- «Наказываем язычок» - разминать язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя»;
- «Качели» - рот широко открыт, чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции;
- «Часики» - рот приоткрыт, чередование движений языка вправо и влево с фиксацией в течение секунды в каждой позиции;
Комплекс упражнений для выработки движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков [Р], [Р‘]:
- «Грибок» - выработка подъема всей спинки языка вверх, присасывание всего языка к верхнему нёбу;
- «Вкусное варенье» - выработка движения широкой передней части языка (широким передним краем языка облизать верхнюю губу);
- «Почистим верхние зубы» - выработка подъема и движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов;
- «Маляр» - отрабатывание движения языка вверх по твердому нёбу вперед-назад;
- «Барабанщик» - укрепление мышц языка, отрабатывая подъем языка вверх, и умение делать кончик языка напряженным;
- «Лошадка» - укрепление мышцы языка и выработка подъема языка вверх, производя цокание языком.
Существует несколько способов постановки звука [Р]. Приведем один из наиболее распространенных:
Постановка звука [Р] от звука [Д].
- Ребенок звонко произносит звук [Д] прижимая кончик языка к бугоркам за верхними зубами (альвеолам); Звук нужно произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол.
- При произнесении звука [Д] язык должен как бы раздуваться от воздуха, выдыхаемого на него.
- Далее необходимо тренировать ребенка таким образом, чтобы он как можно сильнее выдохнул на язык, а язык в этот момент оторвался от альвеол и затрепетал и завибрировал от «порыва ветра»;
- В результате тренировки пунктов 1-3 должно получиться сочетание звуков д-р-р-р;
- В дальнейшем необходимо тренировать звук [Р] в таких слогах как дра, дро, дру, дры, а позже в словах;
- Чтобы отделить звук [Р] от звука [Д] предлагайте ребенку произносить звук [Д] про себя, а звук [Р] в полную силу;
- Закрепите звук [Р] в слогах ра, ро, ру, ры.
- Отработайте правильное произношение звука [Р] в различных словах, предложениях и текстах.
Если, проделав всю описанную выше работу, вам не удалось исправить у своего ребенка звук [Р], то это может явиться поводом обратиться за консультацией к логопедам Центра развития речи «Говорить легко».
Занятия с логопедом при различных заболеваниях
Занятия логопеда с ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР)
Организация коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в рамках Центра развития речи «Говорить легко» строится на результатах диагностического обследования речевых и неречевых функций.
Логопедическое обследование ребенка с ОНР включает в себя:
- сбор анамнестических данных: особенности протекания беременности и родов, характер раннего развития ребенка, заключения таких специалистов как невролог, психоневролог, ЛОР. Дополнительно уточняется психологический и социальный статус среды, в которой пребывал ребенок в раннем возрасте;
- диагностику развития словарного запаса: проверяется пассивный и активный словарь ребенка;
- обследование грамматического строя речи;
- выявление особенностей развития связной речи;
- изучение звукопроизношения и фонематического слуха;
- выяснение степени овладения слоговой структуры.
Коррекционное воздействие при ОНР носит длительный характер, направлено на формирование речевых средств, и, учитывая проявления и структуру дефекта, строится на традиционных, авторских, специальных и вариативных методиках.
Логопедическая работа с ребенком с ОНР строится с учетом:
- онтогенеза речевого развития в норме;
- анализа различных условий формирования речевой функции;
- возможности раннего вмешательства;
- взаимосвязанного формирования лексико-грамматической и фонетико-фонематической систем языка;
- индивидуального и дифференцированного подхода к содержанию, приемам и методике логопедической работы с дошкольниками, имеющими различную структуру нарушения речи;
- взаимосвязи речи с другими психическими функциями.
Основные направления логопедической работы с дошкольниками с ОНР (I-III уровня речевого развития).
Логопедическая работа с ребенком с ОНР I уровня речевого развития включает в себя:
- развитие понимания обращенной речи;
- развитие моторной подражательной деятельности;
- формирование звукоподражетельной деятельности;
- формирование первых форм фраз;
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).
Логопедическая работа с ребенком с ОНР II уровня речевого развития включает в себя:
- развитие понимания речи: формирование понимания обобщающего значения слов;
- активизация речевой деятельности;
- формирование лексико-грамматических средств языка;
- развитие фразовой речи в коммуникативных ситуациях;
- развитие произносительной стороны речи.
Логопедическая работа с ребенком с ОНР III уровня речевого развития включает в себя:
- развитие понимания речи: понимание более тонких значений обобщающих слов;
- развитие лексико-грамматического строя языка;
- развитие связной речи;
- формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение элементам грамоты.
Занятия логопеда с ребенок с задержкой психического развития (ЗПР):
Программа коррекционно-логопедического воздействия ребенка с ЗПР строится на основании психолого-педагогической диагностики с учетом традиционных общедидактических принципов и принципов специальной педагогики. Перечислим наиболее важные принципы при построении программы коррекционного воздействия для ребенка с ЗПР:
- принцип системного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР;
- принцип опережающего развития семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
- принцип коммуникативной направленности.
Основные направления логопедической работы с ребенком с ЗПР:
- активизация коммуникативной и речевой деятельности детей;
- развитие понимания обращенной речи с опорой на различные виды совместной с педагогом деятельности, расширение пассивного словаря;
- коррекция нарушений звукопроизношения;
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
- развитие просодических компонентов речи;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- формирование лексического строя речи;
- формирование словообразования и словоизменения;
- развитие связной речи
- подготовка к обучению грамоте.
Занятия логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
При организации логопедической работы с аутичными детьми важной задачей является формирование у них коммуникативных навыков.
Для развития коммуникации у неговорящих (мутичных) детей с РАС используются альтернативные системы коммуникации:
- пиктографическая – с использованием картинок, пиктограмм;
- жестовая – с использованием жестов;
- письменная – с использованием письменной речи (карточки со словами, печать на компьютере, планшете, составление слов на кубиках, магнитной азбуке).
Для развития коммуникации у говорящих детей с РАС используется устная речь.
Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом затрагивает следующие направления:
- умение выразить просьбу;
- социальная ответная реакция;
- умение привлекать внимание и задавать вопросы;
- навыки комментирования и сообщения информации;
- умения выражать чувства и эмоции, сообщать о них;
- формирование диалоговых навыков;
- социальное поведение.
В ходе обучения детей с РАС ставится ряд неспецифических задач по формированию:
- коммуникативной мотивации;
- вербальных средств коммуникации;
- невербальных средств коммуникации;
- коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
- интенциональной направленности речи.
Помимо развития коммуникативных навыков, педагоги Центра развития речи «Говорить легко» занимаются также:
- формированием и развитием социальных навыков у детей с РАС;
- развитием различных видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной);
- развитием других высших психических функций.
Занятия с логопедом по возрастам
Заниматься с логопедом не только полезно, но и важно особенно для тех детей, которые к 3,5 годам имеют в анамнезе «задержку речевого и психоречевого развития», диагностированную «моторную, сенсорную или сенсомоторную алалию», либо заключение об «общем недоразвитии речи, 1 или 2 уровня речевого развития».
Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:
- принцип онтогенетического подхода в развитии речи: последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе;
- принцип доступности: изложение материала «от простого к сложному»;
- принцип деятельностного подхода: при организации работы учитывается ведущая деятельность детей определенного возраста, что позволяет подобрать соответствующие приемы коррекционной работы;
- принцип комплексности: комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений в том числе с точки зрения психологии, педагогики, лингвистики;
- принцип наглядности.
Логопедические занятия с детьми 2 – 3 лет включают в себя:
- Развитие понимания обращенной речи и простых инструкций;
- Активизацию речевой деятельности:
- вызывание звуков, звукоподражаний;
- формирование первых форм слов;
- Формирование фразовой речи:
- развитие простых просьб-фраз;
- формирование двусловных предложений;
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
- уточнение произношения гласных звуков;
- Формирование общих речевых навыков:
- воспитание плавного выдоха;
- работа над силой голоса (громко-тихо);
- Развитие мелкой моторики:
- игры с бусами, крупами;
- пальчиковые игры.
Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей, достаточно часто меняет виды деятельности.
Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет включают в себя:
- Развитие понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря:
- Активизацию речевой деятельности:
- расширение и активизация предметного и глагольного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- Развитие фразовой речи:
- формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов;
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
- закрепление произношения гласных звуков;
- формирование правильного произношения согласных звуков (раннего онтогенеза);
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты);
- Расширение общих речевых навыков;
- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
- Развитие мелкой моторики:
- при помощи предметов, игрушек;
- улучшение координации пальцев с помощью упражнений.
Логопедические занятия с детьми 4 – 5 лет включают в себя:
- Формирование представлений об окружающем мире;
- Обогащение и активизация предметного и глагольного словарей (на основании различных лексических тем);
- Развитие грамматического строя речи:
- уточнение грамматических категорий и понятий;
- формирование навыков словообразования и словоизменения
- Развитие фразовой речи:
- обучение ведению диалогов;
- формирование навыков пересказа;
- развитие навыков собственного рассказывания;
- Развитие фонематических процессов:
- активизация слухового внимания на материале речевых звуков;
- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
- Развитие мелкой моторики:
- пальчиковая гимнастика;
- кинезиологические упражнения.
Приоритетными направлениями логопедической работы с детьми 5 – 6 лет и старше являются:
- нормализация мышечного тонуса;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха;
- постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых групп звуков.
При необходимости в логопедические занятия могут быть включены такие направления как:
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- обогащение активного и пассивного словарей;
- развитие связной речи.