Занятия с дефектологом
Кто такой дефектолог? Учитель-дефектолог – это специалист, который проводит глубокое, всестороннее изучение индивидуальных особенностей детей.
- состояния познавательной деятельности;
- развития эмоционально-волевой сферы;
- сформированности целенаправленной и/или игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте);
- состояния психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
По результатам обследования дефектолог определяет:
- уровень психологического развития ребенка,
- разрабатывает индивидуальную коррекционную программу;
- отбирает содержание обучения.
Занятия с дефектологом от 1,5 до 3 лет направлены на:
- нормализацию поведенческой сферы (выработка целенаправленного поведения, коррекция нежелательного поведения);
- формирование игровой деятельности (предметно-манипулятивной, далее сюжетно-ролевой игры);
- формирование сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение предметов по цвету, форме, величине;
- развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление.
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.
Занятия с дефектологом детей 3– 5 лет ориентированы на:
- коррекцию проблемного поведение (формирование учебного поведения, преодоление нежелательного поведения);
- формирование и развитие сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение, сличение предметов по цвету, форме, величине;
- развитие высших психических функций: внимание, память, аналитико-синтетическая деятельность, конструктивный праксис;
- формирование/развитие оптико-пространственных представлений, ориентировок в схеме собственного тела, в пространстве;
- формирование логического мышления.
Занятие с дефектологом дошкольников 6 – 9 лет могут быть нацелены на:
- пополнение и актуализация знаний об окружающем мире;
- развитие оптико-пространственных ориентировок;
- формирование элементарных математических представлений;
- профилактика трудностей при школьном обучении;
- освоение навыков правильного чтения, письма и счета.
Занятия с дефектологом при различных нарушениях развития
Занятие дефектолога с детьми с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Для ребенка с ЗПР дефектолог является ведущим педагогом, который на основании диагностики выстраивает индивидуальный маршрут обучения, воспитания и коррекционного воздействия.
Основными задачами в работе дефектолога с детьми с ЗПР раннего и младшего дошкольного возраста являются:
- развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);
- формирование и развитие игровой деятельности;
- накопление и расширение сенсорного опыта;
- формирование представлений об окружающем мире.
При построении занятий с детьми с ЗПР учитель-дефектолог:
- учитывает уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности;
- выстраивает занятие на основании ведущей деятельности возраста;
- не ограничивает творческую свободу ребенка;
- предлагает вариативные задания;
- подбирает учебный материал с постепенным усложнением.
Занятие дефектолога с детьми с аутизмом.
Работа дефектолога с ребенком с аутизмом, как и с ребенком с ЗПР нацелена на преодоление тех или иных дефицитов в развитии дошкольника, которые были выявлены на диагностическом занятии/первичной консультации. В процессе обследования ребенка с аутизмом дефектолог обращает внимание на:
- умение действовать по инструкции (понимание вербальной инструкции, умения действовать по подражанию);
- планирование и организацию деятельности, умение следовать многоступенчатой инструкции;
- степень сформированности сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
- уровень развития пространственных представлений, умение копировать образец, конструировать по схеме, начальные навыки счета;
- моторную и сенсорную сферы (определение ведущей руки, выявление предпочтений к сенсорным материалам и действиям);
- поведенческие особенности: скорость восприятия, особенности переключения, особенности коммуникации, способы уклонения от выполнения заданий, умение действовать по очереди.
С ребенком с аутизмом, как правило, работает команда специалистов, и учитель-дефектолог может быть одним из ведущих педагогов, осуществляющих коррекционно-развивающее обучение.
Занятие дефектолога с детьми с умственной отсталостью.
Коррекция отклонений в развитии ребенка с умственной отсталостью осуществляется комплексно, на основе диагностики. Основными направлениями коррекционной работы являются:
- совершенствование достижений сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Занятие дефектолога с детьми с синдромом Дауна.
Целью коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. На основании комплексной диагностики учитель-дефектолог разрабатывает программу коррекционного воздействия, которая охватывает такие направления как:
- развитие познавательной активности;
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), максимально раннее начало коррекции;
- формирование правильных (социально-приемлемых) форм поведения;
- обучение трудовым навыкам, в том числе навыкам самообслуживания; подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда;
- развитие сенсорного восприятия (сенсорное воспитание);
- преодоление и предупреждение вторичных отклонений в познавательной сфере.
При построении занятий с детьми с синдромом Дауна учитель-дефектолог:
- опирается на актуальный уровень развития ребенка, учитывает его зону ближайшего развития;
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- предлагает доступный и повторяемый материал;
- проводит занятия с учетом интересов ребенка;
Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми знаниями и компетенциями для проведения диагностики и составления программы индивидуальной работы с ребенком с нарушением психического и/или речевого развития.