Дислалия
Дислалия – нарушения звукопроизношения при нормальном слухе, интеллекте и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.
Недостатки звукопроизношения могут быть следующими:
- сигматизм – нарушенное произношение свистящих [с] [с‘] [з] [з‘] [ц] и шипящих звуков [ш] [ж] [ш‘][ч]
- ламбдацизм – нарушенное произношение звуков [л] [л‘]
- ротацизм – нарушенное произношение звуков [р] [р‘]
- йотацизм – нарушенное произношение звука [j]
- каппацизм – нарушенное произношение звуков [к] [к‘]
- гаммацизм – нарушенное произношения звуков [г] [г‘]
- хитизм – нарушенное произношения звуков [х] [х‘]
- дефекты озвончения – замены звонких звуков глухими, а глухих – звонкими;
- дефекты смягчения – замены мягких звуков твердыми, а твердых – мягкими.
В детской речи могут встречаться как отдельные недостатки звукопроизношения, так и их сочетания.
Что делать, если у ребенка дислалия?
Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:
- логопед.
Причины возникновения дислалии:
- органические дефекты артикуляционного аппарата: нарушения прикуса (прогения, прогнатия, передний и боковой открытые прикусы), зубо-челюстного ряда, подъязычной уздечки, строения твердого и мягкого нёба, губ, языка;
- нарушения фонематического слуха;
- несформированность кинестетических ощущений положения и движений органов артикуляционного аппарата.
Важно помнить! Причинами возникновения нарушения звукопроизношения может служить как один из перечисленных факторов, так и их сочетание.
Классификация дислалий:
- функциональная;
- механическая.
Причины функциональной дислалии:
- нарушения фонематического слуха;
- несформированность кинестетических ощущений положения органов артикуляционного аппарата.
Причины механической дислалии:
- органические дефекты артикуляционного аппарата
Виды дислалии (по Б.М. Гриншпуну):
- акустико-фонематическая – нарушения звукопроизношения обусловлены нарушениями фонематического слуха и проявляются в дефектах озвончения;
- артикуляторно-фонематическая – нарушения звукопроизношения обусловлены сочетанием нарушений фонематического слуха и несформированностью кинестетических ощущений положения и движений органов артикуляционного аппарата;
- артикуляторно-фонетическая – нарушения звукопроизношения проявляются в искажениях звуков, обусловленных неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями при сохранном фонематическом слухе.
Формы дислалии:
- по количеству нарушенных звуков: простые дислалии (от 1 до 4 нарушенных звуков) и сложные дислалии (более 5 звуков);
- по характеру нарушений – мономорфные дислалии (нарушения в одной фонетической группе) и полиморфные дислалии (нарушения звуков разных фонетических групп).
Виды нарушенного звукопроизношения:
- Искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков, например, горловое произнесение звука [р].
- Замены – использование вместо звука отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя []ыба – [л]ыба)
- Смешение – это недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении;
- Пропуски – либо отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха.
Недостатки звукопроизношения разделяют на несколько групп:
- Сигматизм – нарушение произношения свистящих [c] [c‘] [з] [з‘] [ц] и шипящих звуков [ш] [ш‘] [ж] [ч];
- Ламбдацизм – нарушение произношения звуков [л] [л‘];
- Ротацизм – нарушение произношения звуков [р] [р‘];
- Йотацизм – нарушение произношения звука [j];
- Каппацизм – нарушение произношения звуков [к] [к‘];
- Гаммацизм – нарушение произношения звуков [г] [г‘];
- Хитизм – нарушение произношения звуков [x] [x‘];
- Дефекты озвончения – замены звонких звуков глухими, а глухих – звонкими;
- Дефекты смягчения – замены мягких звуков твердыми, а твердых – мягкими.
Виды сигматизма:
- Межзубный (язык находится между нижними и верхними резцами, слышен свист с шипящим оттенком);
- Боковой (один или оба боковых края языка опущены, воздушная струя направлена вбок, возможно с захватом слюны, слышен хлюпающий звук);
- Призубный (кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами, периодически ее закрывая, слышен шум);
- Носовой (передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок);
Виды парасигматизма (замены другими звуками фонетической системы русского языка):
- Шипящий – замены на шипящие звуки;
- Свистящий – замены на свистящие звуки;
- Губно-зубной – замены на звуки [в] [в‘] [ф] [ф‘];
- Переднеязычный – замены на звуки [т] [т‘] [д] [д‘].
Виды ламбдацизма:
- Межзубный - язык находится между нижними и верхними резцами;
- Двугубный – язык не принимает участие в артикуляции, звук образуется при помощи губ, напоминает анлийский [w];
- Заднеязычный – кончик языка опущен и оттянут назад, задняя часть спинки языка поднята и образует щель с мягким небом, слышен щелевой [г];
- Носовой - передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок похожий на [нг];
Виды параламбдацизма:
- Замены на любые гласные;
- Замены на сонорные звуки;
- Замены на губно-зубные звуки [в] [в’].
Виды ротацизма:
- Межзубный – язык выбрасывается изо рта, слышится один удар;
- Одноударный – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
- Проторный – правильная артикуляция звука без вибрации;
- Горловой – кончик языка и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое небо (велярный ротацизм) либо увулю (увулярный ротацизм);
- Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.
- Кучерской – губы выдвинуты вперед, сильная воздушная струя заставляет их вибрировать.
- Носовой - передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок похожий на [нг];
Виды пароротацизма:
- Замены на любые гласные звуки;
- Замены на сонорные звуки;
- Замены на губно-зубные звуки [в] [в’];
- Замены на переднеязычные звуки [д] [д’];
- Замены на заднеязычные звуки [г][г‘];
Виды йотацизма:
- Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.
Виды парайотацизма:
- Замены на любые гласные звуки;
- Замены на сонорные звуки.
Виды каппацизма, гаммацизма и хитизма:
- Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.
- Смычный – смычка может образоваться между корнем языка и задней стенкой глотки или голосовыми складками, слышен щелчок.
Виды паракаппацизма, парагаммацизма и парахитизма:
- Замены на переднеязычные звуки [т] [т‘] [д] [д’];
- Замены смычных заднеязычных звуков щелевыми заднеязычными звуками [к] на [х] [к‘] [х‘]
Диагностика дислалии
Если родители заметили, что ребенок к 5 годам не произносит ряд звуков, либо произносит их искаженно и неправильно, самым верным решением в этом случае будет – консультация с логопедом.
Логопед проводит обследование звукопроизношения с использованием специального картинного материала. Данная процедура производится индивидуально и/или в присутствии родителей или законных представителей ребенка.
Материал для обследования звукопроизношения включает в себя наборы картинок на разные группы звуков. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине или конце слова-названия, поскольку в разных положениях звук произносится по-разному. При помощи наглядного материала проверяется произношение:
- в группе свистящих согласных [с] [с‘] [з] [з‘] [ц];
- в группе шипящих согласных [ш] [ж] [ш‘] [ч];
- в группе сонорных согласных [р] [р‘] [л] [л‘] [j] [ja] [jэ] [jo] [jy] [jи];
- в группе заднеязычных согласных [к] [к‘] [г] [г‘] [х] [х‘];
- в группе звонких согласных [в] [в‘] [б] [б‘] [д] [д‘];
- в группе глухих согласных [ф] [ф‘] [п] [п‘] [т] [т‘].
Логопед подбирает не менее трех картинок на каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце).
При обследовании звукопроизношения логопед отмечает отсутствие, замену, смешение, искажение звука. В случае, если ребенок затрудняется с названием картинки, логопед предлагает повторить слово за ним (т.е. отраженно).
Во время логопедического обследования специалист обращает внимание и фиксирует:
- особенности темпа речи;
- четкость произнесения слов;
- правильность произнесения слов (по слоговой структуре);
- звонкость голоса.
Коррекция дислалии
Логопедическая работа по коррекции дислалии состоит из следующих этапов:
- Обследование звукопроизношения ребенка;
- Коррекция нарушенных звуков речи:
- Развитие артикуляционной моторики;
- Формирование навыков различения звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам (работа над фонематикой);
- Постановка нарушенных звуков;
- Автоматизация и введение в речь сформированных звуков.
В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:
- Подготовительный;
- Постановка звука;
- Автоматизация звука;
- Дифференциация звука.
Целью подготовительного этапа является подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению звуков: на данном этапе прорабатывается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции; ведется работа по развитию речевого выдоха. На подготовительном этапе ребенок учится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, а также различные дыхательные упражнения.
Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье
Видео проведения артикуляционной гимнастики:
Фото и видео проведения дыхательных упражнений
Этап постановки звука.
Цель данного этапа состоит в формировании первоначальных умений правильного произнесения звука и достигается двумя способами:
- По подражанию;
- С механической помощью.
Постановка звука с механической помощью зависит от особенностей его артикулирования. В качестве механической помощи могут использоваться зонды, шпатели, зондозаменители.
Видео: постановка звука р
Этап автоматизации звука.
Автоматизация звуков производится последовательно, путем многократных тренировок. Порядок автоматизации звука:
- Изолированное произнесение;
- В слогах:
- в прямых слогах (согласный + гласный);
- в обратных слогах (гласный + согласный);
- между гласными (гласный + согласный + гласный);
- в стечении с согласным звуком (согласный + согласный + гласный);
- В словах;
- В словосочетаниях;
- В предложениях;
- В тексте;
- В скороговорках, чистоговорках, собственной речи.
Видео: автоматизация звука Л
Этап дифференциации звуков.
Дифференциация смешиваемых звуков при парасигматизме свистящих и шипящих звуков, пароротацизме, параламбдацизме, парайотацизме, паракаппацизме, дефектах смегчения и озвончения проводится последовательно.
Различение обоих звуков (заменяемого и заменителя) осуществляется:
- В изолированном произнесении;
- В ряду других звуков;
- В слогах;
- В словах
- В предложениях.
Также задачей данного этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:
- умения определять количество слогов в слове;
- отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
- выделять ударный слог;
- проводить анализ гласных и согласных звуков.
Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми компетенциями для коррекции нарушений звукопроизношения, постоянно совершенствуют знания в данной области.