Дизартрия
Дизартрия – это нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС.
Основные нарушения при дизартрии проявляются:
- Нарушении тонуса артикуляционной мускулатуры (спастичность/гипотония/дистония);
- Нарушения подвижности артикуляционных мышц;
- Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате;
- Повышение глоточного рефлекса;
- Специфические нарушения звукопроизношения (стойкий характер нарушений, трудности в процессе автоматизации);
- Нарушения речевого дыхания (трудности в ритмизации дыхания, координации вдоха и выдоха);
- Нарушения голоса (недостаточная сила голоса, отклонения тембра);
- Нарушения мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи)
Что делать, если у ребенка дизартрия?
Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:
- логопед;
- дефектолог;
- невролог.
Причины возникновения дизартрии
- Асфиксия, родовая травма;
- Гемолитическая болезнь;
- Инфекционные заболевания нервной системы;
- Черепно-мозговые травмы;
- Нарушения мозгового кровообращения;
- Опухоли головного мозга;
- Пороки развития нервной и нервно-мышечной системы.
Основные нарушения при дизартрии
- Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры по типу спастичности, гипотонии, или дистонии;
- Нарушения подвижности артикуляционных мышц;
- Специфические нарушения звукопроизношения;
- Нарушения речевого дыхания;
- Нарушения голоса;
- Нарушения просодики;
- Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
- Вегетативные расстройства такие как повышенное слюнотечение (гиперсаливация), покраснение или бледность кожи во время речи;
- Нарушение акта приема пищи (жевание, откусывание, глотание);
- Наличие непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений;
- Повышение глоточного (рвотного рефлекса);
- Нарушение координации движений (атаксия);
- Наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре.
Степени выраженности дизартрии
Условно выделяют 3 степени выраженности дизартрии:
- Легкую;
- Среднюю;
- Тяжелую.
Легкая степень дизартрии также именуется как «стертая дизартрия» или «минимальные дизартрические расстройства» характеризуется незначительными речевыми и неречевыми нарушениями.
При «стертой дизартрии» наблюдается
- Незначительные нарушения разборчивости речи;
- Смазанное, нечеткое звукопроизношение;
- Свистящие, шипящие и/или сонорные звуки нарушены по типу искажения;
- Смазанность речи увеличивается при увеличении речевой нагрузки;
- Недостатки речевого дыхания (учащенное, неглубокое);
- Слабая модулированность голоса;
- Нерезкие нарушения тонуса мышц языка, иногда губ;
- Незначительное снижение объема и амплитуды артикуляционных движений (в некоторых случаях);
- Легкая саливация;
- Повышение глоточного рефлекса.
При средней степени дизартрии отмечается
- Нарушения общей разборчивости речи;
- Общая смазанность звукопроизношения (выраженные искажения во многих фонетических группах);
- Нарушения глубины и ритма дыхания;
- Расстройства силы и тембра голоса;
- Отсутствие голосовых модуляций;
- Монотонность речи;
- Нарушения тонуса языка, губ и лица достаточно выражены;
- Ограничения артикуляционных движений;
- Нарушения акта приема пищи;
- Повышение рвотного рефлекса;
- Синкинезии.
При тяжелой степени дизартрии наблюдается
- Бездеятельность речевого аппарата;
- Амимичное лицо;
- Неподвижность языка;
- Резкое ограничение движений губ;
- Повышенные трудности жевания, глотания;
- Гиперсаливация.
Классификация дизартрии.
Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход. Приведем классификацию дизартрии по принципу локализации мозгового поражения, какие нарушения звукопроизношения и артикуляции отмечаются при различных формах дизартрии.
Бульбарная дизартрия
Нарушения артикуляции:
- Избирательные, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата;
- Атрофия мышц;
- Атония мышц;
- Нарушения любых произвольных и непроизвольных движений.
Нарушения звукопроизношения:
- Произношение согласных звуков приближено к щелевым;
- Произношение гласных звуков приближено к звукам типа безударного [а] или [ы];
- Носовой оттенок;
- Ослабление специфических речевых шумов.
Псевдобульбарная дизартрия
Нарушения артикуляции:
- Двусторонние спастические параличи мышц речевого аппарата;
- Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии;
- Подвижность мышц артикуляционного аппарата резко ограничена;
- Избирательные нарушения произвольных движений.
Нарушения звукопроизношения:
- Избирательно нарушены звуки [р] [л] [щ] [х] [ц] [ч];
- Смягчение звуков.
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия
Нарушения артикуляции:
- Резкое изменение тонуса;
- Нарушение двигательной иннервации;
- Гиперкинезы;
- Трудности при необходимости сохранить артикуляционные позы
Нарушения звукопроизношения:
- Стабильные нарушения звукопроизношения отсутствуют.
Мозжечковая дизартрия
Нарушения артикуляции:
- Выраженная асинхронность дыхания, фонации и артикуляции;
- Пониженный тонус мышц артикуляционного аппарата;
- Трудности удержания артикуляционных укладов;
- Неточные движения языка;
- Замедленный темп движений.
Нарушения звукопроизношения:
- Нарушения произношения переднеязычных [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [н], [н'], губных [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'], [ф], [ф'], [в], [в'], взрывных [к], [к'], [г], [г'] звуков;
- Назализация большинства звуков.
Кинетическая постцентральная корковая дизартрия
Нарушения артикуляции:
- Недостаточность кинестетического праксиса;
- Поиск правильных укладов;
- Нечеткая артикуляция звуков.
Нарушения звукопроизношения:
- Замены шумовых признаков согласных звуков;
- Замены подвижны и неоднозначны.
Кинетическая премоторная корковая дизартрия
Нарушения артикуляции:
- Недостаточность динамического кинетического праксиса;
- Нарушения последовательности артикуляционных движений.
Нарушения звукопроизношения:
- Замены щелевых звуков на смычные;
- Пропуски звуков в стечениях согласных;
- Упрощение аффрикат;
- Избирательное оглушение звонких смычных звуков.
Диагностика дизартрии
В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые нарушения. На первом году жизни можно оценить неречевые расстройства. Ранняя диагностика дизартрии, в первую очередь, опирается на оценку неречевых нарушений, среди которых важно отметить следующие:
- Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата (нарушение тонуса, подвижности артикуляционных мышц)
- В лицевой мускулатуре: асимметрия, сглаженность носогубных складок, перекос рта при улыбке и плаче, гипомимия, нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гиперкинезы лица.
- В губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ, недостаточность смыкания, затруднение при удержании рта в закрытом положении, отвисание нижней губы.
- В язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, патология строения языка, патология положения языка, гиперкинезы, тремор, ограничение подвижности, повышение или понижение глоточного рефлекса.
- Мягкое нёбо: провисание нёбной занавески, отклонение увулы от средней линии.
- Нарушение дыхания: учащенное, неглубокое дыхание, дискоординация вдоха/выдоха.
- Нарушение голосообразования: недостаточная сила голоса, отклонение тембра, нарушение голосовых модуляций.
- Нарушение акта приема пищи: нарушение сосания, глотания, жевания, откусывания от куска и питья из чашки.
- Гиперсаливация.
- Оральные синкинезии.
- Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма, наличие патологических рефлексов орального автоматизма.
На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств большее значение приобретают речевые симптомы.
Логопедическое обследование ребенка с дизартрией включает в себя оценку как речевых, так и неречевых процессов. Логопедическое обследование детей с дизартрией включает в себя:
- Сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка;
- Анализ медицинской документации;
- Обследование артикуляционного аппарата:
- Строение органов речевого аппарата;
- Состояние тонуса мышц речевого аппарата;
- Состояние произвольной артикуляционной моторики;
- Наличие/отсутствие синкинезий;
- Оценка степени и границы глоточного рефлекса;
- Особенности приема пищи;
- Обследование понимания обращенной речи:
- Понимание инструкций, просьб;
- Определение объема пассивного предметного и глагольного словарей;
- Понимание лексико-грамматических конструкций;
- Понимание последовательности событий.
- Обследование собственной речи:
- Оценка сформированности лексической стороны речи;
- Оценка сформированности грамматической стороны речи;
- Особенности слоговой структуры слов
- Изучение произносительной стороны речи (внятность, разборчивость)
- Обследование фонетической стороны речи. Особое внимание уделяется умению ребенка произносить звуки:
- Изолированно;
- В слогах;
- В словах;
- В предложениях;
- В собственной речи.
- При обследовании фонетики отмечается характер недостатков звукопроизношения:
- Искажения звуков;
- Замены звуков;
- Пропуски звуков.
- Изучение фонематических процессов:
- Фонематическое восприятие;
- Звуковой анализ.
- Исследование особенностей дыхания;
- Оценка голосовых характеристик;
- Изучение просодической организации речевого потока.
Коррекция дизартрии
Коррекционно-логопедическая работа при дизартрии.
Логопеды центра развития речи «Говорить легко» придерживаются основных направлений и принципов, положенных в основу коррекционной работы при дизартрии.
Основные задачи коррекционно-логопедической работы при дизартрии:
- 1) Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата:
- Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
- Пассивная и активная артикуляционная гимнастика (создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры);
- 2) Развитие речевого дыхания и голоса:
- Дыхательная гимнастика (способствует увеличению объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также нормализации ритма дыхания);
- 3) Нормализация просодической системы речи:
- Нормализация позиции головы и расслабление мышц шейно-воротниковой зоны;
- Голосовые упражнения;
- Занятия сказкотерапией, чтение по ролям, инсценировки.
- 4) Развитие фонематического восприятия, слуха и звукового анализа;
- 5) Формирование сознательных произвольных артикуляционных движений на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков;
- 6) Нормализация лексико-грамматической стороны речи;
- 7) Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.
Для проведения логопедического массажа в Центре предусмотрено специальное оборудование:
- Массажный стол;
- Логопедические массажные зонды;
- Массажные зондозаменители;
- Оборудование для обработки и хранения зондов.
В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с дизартрией предлагается:
- Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
- Составление программы коррекционно-логопедической работы;
- Психолого-педагогическое консультирование семьи;
- Занятия с логопедом;
- Логопедический массаж;
- Занятия по развитию мелкой и общей моторики;
- Занятия с дефектологом;
- Логоритмические занятия;
- Занятия арт-терапией.
Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при дизартрии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах.