м. Жулебино/Котельники, ул. Привольная д. 73 к .1 | Построить маршрут

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС.

Основные нарушения при дизартрии проявляются:

  • Нарушении тонуса артикуляционной мускулатуры (спастичность/гипотония/дистония);
  • Нарушения подвижности артикуляционных мышц;
  • Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате;
  • Повышение глоточного рефлекса;
  • Специфические нарушения звукопроизношения (стойкий характер нарушений, трудности в процессе автоматизации);
  • Нарушения речевого дыхания (трудности в ритмизации дыхания, координации вдоха и выдоха);
  • Нарушения голоса (недостаточная сила голоса, отклонения тембра);
  • Нарушения мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи)

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • логопед;
  • дефектолог;
  • невролог.

Причины возникновения дизартрии

  • Асфиксия, родовая травма;
  • Гемолитическая болезнь;
  • Инфекционные заболевания нервной системы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нарушения мозгового кровообращения;
  • Опухоли головного мозга;
  • Пороки развития нервной и нервно-мышечной системы.
Важно помнить! Диагноз «дизартрия» устанавливается врачом (как правило, неврологом). Содержание и очерёдность лечебных мероприятий при дизартрии определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Зачастую требуется комплексное лечебное и логопедическое воздействие.

Основные нарушения при дизартрии

  • Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры  по типу спастичности, гипотонии, или дистонии;
  • Нарушения подвижности артикуляционных мышц;
  • Специфические нарушения звукопроизношения;
  • Нарушения речевого дыхания;
  • Нарушения голоса;
  • Нарушения просодики;
  • Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
  • Вегетативные расстройства такие как повышенное слюнотечение (гиперсаливация), покраснение или бледность кожи во время речи;
  • Нарушение акта приема пищи (жевание, откусывание, глотание);
  • Наличие непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений;
  • Повышение глоточного (рвотного рефлекса);
  • Нарушение координации движений (атаксия);
  • Наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре.

Степени выраженности дизартрии

Условно выделяют 3 степени выраженности дизартрии:

  • Легкую;
  • Среднюю;
  • Тяжелую.
Важно помнить! Степени выраженности дизартрического нарушения речи зависит от тяжести и характера поражения центральной нервной системы.

Легкая степень дизартрии также именуется как «стертая дизартрия» или «минимальные дизартрические расстройства» характеризуется незначительными речевыми и неречевыми нарушениями. 

При «стертой дизартрии» наблюдается

  • Незначительные нарушения разборчивости речи;
  • Смазанное, нечеткое звукопроизношение;
  • Свистящие, шипящие и/или сонорные звуки нарушены по типу искажения;
  • Смазанность речи увеличивается при увеличении речевой нагрузки;
  • Недостатки речевого дыхания (учащенное, неглубокое);
  • Слабая модулированность голоса;
  • Нерезкие нарушения тонуса мышц языка, иногда губ;
  • Незначительное снижение объема и амплитуды артикуляционных движений (в некоторых случаях);
  • Легкая саливация;
  • Повышение глоточного рефлекса.

При средней степени дизартрии отмечается

  • Нарушения общей разборчивости речи;
  • Общая смазанность звукопроизношения (выраженные искажения во многих фонетических группах);
  • Нарушения глубины и ритма дыхания;
  • Расстройства силы и тембра голоса;
  • Отсутствие голосовых модуляций;
  • Монотонность речи;
  • Нарушения тонуса языка, губ и лица достаточно выражены;
  • Ограничения артикуляционных движений;
  • Нарушения акта приема пищи;
  • Повышение рвотного рефлекса;
  • Синкинезии.
Тяжелая степень дизартрии – анартрия – это полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

При тяжелой степени дизартрии наблюдается

  • Бездеятельность речевого аппарата;
  • Амимичное лицо;
  • Неподвижность языка;
  • Резкое ограничение движений губ;
  • Повышенные трудности жевания, глотания;
  • Гиперсаливация.

Классификация дизартрии.

Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход.  Приведем  классификацию дизартрии по принципу локализации мозгового поражения, какие нарушения звукопроизношения и артикуляции отмечаются при различных формах дизартрии.

 

Бульбарная дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Избирательные, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата;
  • Атрофия мышц;
  • Атония мышц;
  • Нарушения любых произвольных и непроизвольных движений.

Нарушения звукопроизношения:

  • Произношение согласных звуков приближено к щелевым;
  • Произношение гласных звуков приближено к звукам типа безударного [а] или [ы];
  • Носовой оттенок;
  • Ослабление специфических речевых шумов.

 

Псевдобульбарная дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Двусторонние спастические параличи мышц речевого аппарата;
  • Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии;
  • Подвижность мышц артикуляционного аппарата резко ограничена;
  • Избирательные нарушения произвольных движений.

Нарушения звукопроизношения:

  • Избирательно нарушены звуки [р] [л] [щ] [х] [ц] [ч];
  • Смягчение звуков.

 

Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Резкое изменение тонуса;
  • Нарушение двигательной иннервации;
  • Гиперкинезы;
  • Трудности при необходимости сохранить артикуляционные позы

Нарушения звукопроизношения:

  • Стабильные нарушения звукопроизношения отсутствуют.

 

Мозжечковая дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Выраженная асинхронность дыхания, фонации и артикуляции;
  • Пониженный тонус мышц артикуляционного аппарата;
  • Трудности удержания артикуляционных укладов;
  • Неточные движения языка;
  • Замедленный темп движений.

Нарушения звукопроизношения:

  • Нарушения произношения переднеязычных [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [н], [н'], губных [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'], [ф], [ф'], [в], [в'], взрывных [к], [к'], [г], [г'] звуков;
  • Назализация большинства звуков.

 

Кинетическая постцентральная корковая дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Недостаточность кинестетического праксиса;
  • Поиск правильных укладов;
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Нарушения звукопроизношения:

  • Замены шумовых признаков согласных звуков;
  • Замены подвижны и неоднозначны.

 

Кинетическая премоторная корковая дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Недостаточность динамического кинетического праксиса;
  • Нарушения последовательности артикуляционных движений.

Нарушения звукопроизношения:

  • Замены щелевых звуков на смычные;
  • Пропуски звуков в стечениях согласных;
  • Упрощение аффрикат;
  • Избирательное оглушение звонких смычных звуков.

 

Диагностика дизартрии

В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые нарушения.  На первом году жизни можно оценить неречевые расстройства. Ранняя диагностика дизартрии, в первую очередь, опирается на оценку неречевых нарушений, среди которых важно отметить следующие:

  • Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата (нарушение тонуса, подвижности артикуляционных мышц)
    • В лицевой мускулатуре: асимметрия, сглаженность носогубных складок, перекос рта при улыбке и плаче, гипомимия, нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гиперкинезы лица.
    • В губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ, недостаточность смыкания, затруднение при удержании рта в закрытом положении, отвисание нижней губы.
    • В язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, патология строения языка, патология положения языка, гиперкинезы, тремор, ограничение подвижности, повышение или понижение глоточного рефлекса.
    • Мягкое нёбо: провисание нёбной занавески, отклонение увулы от средней линии.
  • Нарушение дыхания: учащенное, неглубокое дыхание, дискоординация вдоха/выдоха.
  • Нарушение голосообразования: недостаточная сила голоса, отклонение тембра, нарушение голосовых модуляций.
  • Нарушение акта приема пищи: нарушение сосания, глотания, жевания, откусывания от куска и питья из чашки.
  • Гиперсаливация.
  • Оральные синкинезии.
  • Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма, наличие патологических рефлексов орального автоматизма.

На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств большее значение приобретают речевые симптомы.

Важно помнить! Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование позволяет дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции.

Логопедическое обследование ребенка с дизартрией включает в себя оценку как речевых, так и неречевых процессов.  Логопедическое обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • Сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка;
  • Анализ медицинской документации;
Важно помнить! Родители, предоставляющие достоверные анамнестические данные, результаты обследования и заключения невролога, действуют в интересах ребенка и нацелены на положительный результат коррекционной работы со стороны логопеда, психолога или дефектолога.
  • Обследование артикуляционного аппарата:
    • Строение органов речевого аппарата;
    • Состояние тонуса мышц речевого аппарата;
    • Состояние произвольной артикуляционной моторики;
    • Наличие/отсутствие синкинезий;
    • Оценка степени и границы глоточного рефлекса;
    • Особенности приема пищи;
  • Обследование понимания обращенной речи:
    • Понимание инструкций, просьб;
    • Определение объема пассивного предметного и глагольного словарей;
    • Понимание лексико-грамматических конструкций;
    • Понимание последовательности событий.
  • Обследование собственной речи:
    • Оценка сформированности лексической стороны речи;
    • Оценка сформированности грамматической стороны речи;
    • Особенности слоговой структуры слов
  • Изучение произносительной стороны речи (внятность, разборчивость)
  • Обследование фонетической стороны речи. Особое внимание уделяется умению ребенка произносить звуки:
    • Изолированно;
    • В слогах;
    • В словах;
    • В предложениях;
    • В собственной речи.
  • При обследовании фонетики отмечается характер недостатков звукопроизношения:
    • Искажения звуков;
    • Замены звуков;
    • Пропуски звуков.
  • Изучение фонематических процессов:
    • Фонематическое восприятие;
    • Звуковой анализ.
  • Исследование особенностей дыхания;
  • Оценка голосовых характеристик;
  • Изучение просодической организации речевого потока.
Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с  тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.

 

Коррекция дизартрии

Коррекционно-логопедическая работа при дизартрии.

Логопеды центра развития речи «Говорить легко» придерживаются основных направлений и принципов, положенных в основу коррекционной работы при дизартрии.

Основные задачи коррекционно-логопедической работы при дизартрии:

  • 1) Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата:
    • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
    • Пассивная и активная артикуляционная гимнастика (создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры);
  • 2) Развитие речевого дыхания и голоса:
    • Дыхательная гимнастика (способствует увеличению объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также нормализации ритма дыхания);
  • 3) Нормализация просодической системы речи:
    • Нормализация позиции головы и расслабление мышц шейно-воротниковой зоны;
    • Голосовые упражнения;
    • Занятия сказкотерапией, чтение по ролям, инсценировки.
  • 4) Развитие фонематического восприятия, слуха и звукового анализа;
  • 5) Формирование сознательных произвольных артикуляционных движений на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков;
  • 6) Нормализация лексико-грамматической стороны речи;
  • 7) Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.
Важно помнить! Дифференцированный логопедический массаж лица и языка при дизартрии является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Важно помнить! Логопедический массаж  проводится только в положении лежа!

Для проведения логопедического массажа в Центре предусмотрено специальное оборудование:

  • Массажный стол;
  • Логопедические массажные зонды;
  • Массажные зондозаменители;
  • Оборудование для обработки и хранения зондов.

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с дизартрией предлагается:

  • Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  • Составление программы коррекционно-логопедической работы;
  • Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  • Занятия  с логопедом;
  • Логопедический массаж;
  • Занятия по развитию мелкой и общей моторики;
  • Занятия с дефектологом;
  • Логоритмические занятия;
  • Занятия арт-терапией.

Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при дизартрии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах. 

Dizart
Dizart1