м. Жулебино/Котельники, ул. Привольная д. 73 к .1 | Построить маршрут
×

Предупреждение

Форма #11 не существует или не опубликована.

Алалия

Алалия - это отсутствие или системное недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Речевые нарушения при алалии проявляются:

  • Трудности в понимании обращенной речи;
  • Бедность активного словаря, медленное и искаженное его развитие;
  • Активное использование жестов взамен слов;
  • Позднее формирование грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
  • Отклонения в воспроизведении слогового состава слова;
  • Трудности построения речевого высказывания, использование простых повествовательных или побудительных предложений.

Помимо речевых нарушений существует неречевая симптоматика, которая должна насторожить родителей и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Общая моторная неловкость, дискоординация, замедленность или расторможенность движений;
  • Повышенные затруднения развития мелкой моторики;
  • Неустойчивость внимания, трудности его удержания и переключения;
  • Недоразвитие высших психических функций таких как память, мышление;
  • Недостатки в развитии конструктивного праксиса.

Что делать, если у ребенка задержка алалия?

Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • логопед;
  • дефектолог;
  • невролог.

Причины возникновения алалии:

  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • асфиксии новорожденных;
  • внутриутробные или ранние прижизненные инфекции с осложнением на головной мозг;
  • истощения центральной нервной системы при тяжелых соматических заболеваниях, рахите;
  • неблагоприятные условия развития;
  • курение, алкоголизм, наркомания родителей.
Важно помнить! Диагноз «алалия» может быть поставлен врачом-неврологом на основании проведенного исследования головного мозга (электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография)

Механизмы алалии:

  • сенсомоторные (речевое недоразвитие связано с патологией сенсомоторных функций – слуховой агнозией и апраксией);
  • психологические (речевое недоразвитие связано с патологией развития восприятия, фонематического анализа и синтеза, словесно-логического мышления);
  • языковые (речевое недоразвитие связано с нарушением языковых операций процессов восприятия и порождения речевых высказываний).

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа». Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» - «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».
Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Симптомы при моторной алалии:

  • Бедный активный словарь, медленное и искаженное его развитие:
    1. ограничение словаря обиходно-бытовым уровнем;
    2. трудность актуализации имеющихся лексических единиц в собственной речи;
    3. частые лексические замены;
    4. стереотипность высказываний, речевые штампы;
    5. трудности словообразования и словоизменения.
  • Позднее и своеобразное формирование грамматического строя:
    1. затруднения при именном и глагольном управлении, при согласовании, употреблении числовых и родовых окончаний;
    2. опускания предлогов и союзов. 
    3. «телеграфный стиль» (не во всех случаях)
  • Своеобразное развитие фонетики:
    1. трудности формирования тонких артикуляционных движений;
    2. нарушение последовательности, переключаемости артикуляционных движений;
    3. затруднения при слиянии звуков в слове (слоге);
    4. непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов;
  • Отклонения в развитии слоговой структуры слов:
    1. сокращение количества слогов;
    2. перестановки звуков и слогов в слове;
    3. «застревание» на предыдущем слоге;
  • Нарушение просодической стороны речи:
    1. несформированность ритмической структуры слова и фразы;
    2. монотонная, невыразительная, мало модулированная речь;
    3. нарушения темпа и ритма;
    4. неправильная расстановка логического ударения (не всегда).
  • Вариабельность в понимания речи:
    1. понимание, ориентированное на ситуацию;
    2. затруднение понимания грамматических форм;

Неречевая симптоматика при моторной алалии:

  • Неврологическая симптоматика различной степени выраженности;
  • Моторная неловкость:
    1. дискоординация;
    2. замедленность/расторможенность движений;
    3. снижение моторной активности;
    4. недостаточная ритмичность;
    5. нарушение динамического и статического равновесия;
    6. затруднения мелкой моторики пальцев рук.
  • Неустойчивость активного внимания: трудности его распределения и переключения;
  • Своеобразие памяти:
    1. сужение объема памяти;
    2. быстрое угасание возникших следов;
    3. ограниченность вербальной слуховой памяти
  • Отставание в развитии словесно-логического мышления:
    1. недостаточная гибкость мышления;
    2. недостаточная динамичность усвоения неязыковых и языковых закономерностей;
  • Недостатки конструктивного праксиса:
    1. неумение собирать разрезные картинки;
    2. трудности конструирования из палочек;
  • При моторной алалии также могут наблюдаться:
    1. Повышенная раздражительность;
    2. Напряженное состояние;
    3. Склонность к слезам;
    4. Импульсивные состояния;
    5. Обидчивость.
Важно помнить! Наличие у ребенка нескольких из вышеперечисленных симптомов не означает наличие у него моторной алалии. Для постановки диагноза необходимо обратиться к врачу-неврологу.

Проявления моторной алалии у ребенка в 4 года

Пример: Алексей К., 4 года. Заключение: моторная алалия. Позднее речевое развитие – первые слова после 2 лет. В активном словаре насчитывается порядка 15-20 слов: «папа», «мама», «баба», «там» «мяу» и др., при общении использует слоги, аморфные слова, жесты, мимику. Понимание речи носит ситуативный характер. Фразовая речь не сформирована.  Выявлена недостаточность объема, точности и переключаемости общих и произвольных артикуляционных движений. Отмечается двигательная расторможенность. Внимание неустойчиво и истощаемо.

Речевая симптоматика при сенсорной алалии:

  • Нарушения понимания обращенной речи вследствие нарушений фонематического слуха;
  • Нарушение фонематического слуха различной степени:
    1. полное неразличения речевых звуков (ребенок не реагирует на имя, проявляет безразличие к любым неречевым и речевым звукам);
    2. понимания отдельных частотных слов (ребенок понимает отдельные обиходные слова, но не понимает их на фоне общего высказывания);
    3. выполнения конкретных инструкций, заданных в знакомой ситуации (ребенок понимает высказывание в рамках контекста, но не понимает смысл грамматических конструкций);
  • Трудности в развитии активного словаря;
  • Грубые нарушения слоговой структуры слов:
    1. замены звуков в слове;
    2. повторение предыдущего слога;
    3. пропуски звуков и частей слова;
  • Нарушения грамматического строя;
  • В собственной речи наблюдаются:
    1. логоррея;
    2. немедленные или отсроченные эхолалии;
  • Фонетические нарушения;

Неречевая симптоматика при сенсорной алалии:

  • Нарушения произвольного слухового внимания:
    1. неустойчивость слуховых реакций;
    2. отсутствие слухо-речевых дифференцировок;
    3. повышенная истощаемость слухового внимания.
  • Нарушения слуховой памяти:
    1. неполноценность слухового анализа;
    2. трудности освоения слухового синтеза;
  • При сенсорной алалии также могут наблюдаться:
    1. Явление гиперакузии (повышенная чувствительность к звукам);
    2. Трудности поведения;
    3. Недостаточная контактность;
    4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы;
    5. Вторичная задержка умственного развития.

Проявления сенсорной алалии у ребенка 6 лет

Пример: Анна Т., 6 лет. Заключение: сенсорная алалия. В процессе обследования отмечается двигательная расторможенность, неусидчивость. Произвольная деятельность не сформирована. Понимание речи грубо нарушено. Наблюдается явление гиперакузии. В собственной речи присутствуют обрывки междометий, слов, которые не являются средством коммуникации.
Важно помнить! Максимально благоприятный прогноз при диагнозе «алалия» возможен при раннем обнаружении проблемы, грамотном лечении и своевременной адекватной коррекционно-педагогической помощи. 
 

Логопеды Центра развития речи «Говорить легко» придерживаются психолингвистического подхода при коррекции алалии. В рамках данного подхода, и ссылаясь на известных российских авторов, таких как Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.С Жукова разрабатываются программы коррекционного воздействия для детей с алалией.

Коррекционная работа при моторной алалии

Ориентирована на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений у ребенка. Выбор логопедической методики зависит от структуры и степени выраженности нарушений при моторной алалии, соотношения речевых и неречевых расстройств, особенностей коммуникации, а также личностных характеристик ребенка.

Важно помнить! В Центре развития речи «Говорить легко» для каждого ребенка с моторной алалией прописывается своя программа коррекционной работы.

Помимо занятий с логопедом детям с моторной алалией рекомендуется:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с психологом/специальным психологом;
  3. Консультации с кинезитерапевтом.
Важно помнить! Медикаментозное лечение при моторной алалии подбирается только лечащим врачом!

Для детей с моторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура;
  3. Арт-терапия (сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия и пр.)

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с моторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционно-логопедической работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия  с логопедом;
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.

Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при моторной алалии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах. 

Коррекционная работа при сенсорной/сенсомоторной алалии.

При данном нарушении логопеды Центра развития речи «Говорить легко» предлагают использовать систему альтернативной коммуникации «PECS» - систему общения при помощи обмена карточками.

Обучение  по методу  PECS способствует:

  1. Развитию преднамеренной коммуникации;
  2. Формированию возможности выражения потребностей и желаний;
  3. Инициации взаимодействия и контакта;
  4. Формированию способности привлекать внимание социально приемлемым способом;
  5. Уменьшению нежелательного поведения;
  6. Развитию понимания речи;
  7. Активизации собственной речи;
  8. Развитию мышления.
Обратите внимание! Логопеды Центра, работающие по методике PECS, включены в реестр русскоязычных специалистов, сертифицированных по методу PECS, Pyramid Educational Consultants Inc.

Система PECS имеет научно-обоснованную теоретическую базу и является программой с доказанной эффективностью для людей с аутизмом и другими сопутствующими проблемами развития. В Центре накоплен собственный положительный опыт применения этой методики у детей с сенсомоторной алалией.

Помимо занятий с логопедом ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией необходимо:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с дефектологом;
  3. Консультация психолога.

Для детей с сенсорной и сенсомоторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура; 
  3. Арт-терапия (песочная терапия, изотерапия, музыкотерапия).

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционной работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия  с логопедом по методу «PECS» (или другому методу, наиболее подходящему в конкретном случае);
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.