Занятия с психологом при ОВЗ
Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит из следующих составляющих:
- психодиагностика;
- психологическое консультирование;
- психокоррекция;
- психологическая поддержка.
В процессе психологической помощи детям с ОВЗ учитываются:
- структура и специфика развития;
- социальная ситуация развития;
- степень выраженности изменений личности в связи с ОВЗ;
- особенности межличностных отношений в семье.
Занятия психолога с детьми с ОВЗ направлены на:
- повышение социальной активности;
- развитие самостоятельности;
- укрепление социальной позиции;
- формирование ценностных установок;
- развитие интеллектуальных процессов.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, которые решают следующие задачи:
- развитие гностических процессов детей с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям;
- укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в семье и коллективе сверстников;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие самостоятельности и активности;
- устранение вторичных нарушений в социально-эмоциональной и личностной сферах;
- диагностика и коррекция стиля семейного воспитания.
У дошкольников с ЗПР наблюдаются следующие отклонения:
- недоразвитие игровой деятельности;
- недостаточная познавательная активность;
- быстрая утомляемость и истощаемость;
- нарушения сенсорно-перцептивных процессов;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
В связи с этим занятия психолога с детьми с ЗПР направлены на:
- формирование и развитие игровой деятельности;
- развитие эмоциональной сферы и общения;
- формирование перцептивных операций;
- формирование сенсорных эталонов;
- развитие творческих способностей;
- активизация познавательных процессов;
Сам процесс коррекции происходит во время обучения дошкольников с ЗПР продуктивным видам деятельности таким как: конструирование, рисование, лепка и аппликация, а также в игровых ситуациях.
Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер и охватывает все сферы психики. Исходя из этого, психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включает в себя два основных блока:
- адаптация ребенка к имеющемуся у него дефекту;
- обучение родителей адекватному способу взаимодействия с ребенком.
У детей с умственной отсталостью на передний план выступает интеллектуальное недоразвитие, при котором отмечается:
- недоразвитие абстрактного мышления;
- низкий уровень образования понятий;
- низкая степень сформированности обобщений;
- нарушения константности и предметности восприятия;
- замедленный темп узнавания предметов;
- трудности обобщения сенсорных сигналов.
Занятия психолога с детьми с умственной отсталостью направлены на:
- формирование перцептивных операций;
- формирование понятий о сенсорных эталонах;
- развитие константности и предметности восприятия;
- формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Важным подходом при психологической коррекции детей с умственной отсталостью является предметно-практическая деятельность. Занятия проводятся в рамках того вида деятельности, которая доступна дошкольнику с психическим недоразвитием в данный момент.
Дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП), получают психологическую помощь вследствие особенностей умственного и эмоционально-волевого развития. Психологическая помощь подразумевает под собой систему мероприятий, направленных на:
- формирование/развитие психических функций;
- укрепление социальной позиции личности;
- повышение социальной активности;
- развитие психологических механизмов социальной интеграции;
- развитие интеллектуальных процессов;
- устранение вторичных личностных реакций на физический дефект.
Занятия психолога с детьми с ДЦП направлены на:
- развитие эмоционального взаимодействия с окружающими;
- формирование/развитие предметной и игровой деятельности;
- активизация сенсорных функций;
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление);
Психологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) базируется на основных клинических проявлениях, наблюдаемых при данном нарушении развития: нарушения коммуникации, трудности в поведении, задержка психического развития.
Основными направлениями работы психолога с детьми с аутизмом будут являться следующие направления:
- ориентация аутичного ребенка вовне;
- обучение ребенка простым навыкам контакта;
- обучение более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности.
Основные задачи психокоррекционной помощи детям с аутизмом:
- налаживание контакта с аутичным ребенком;
- преодоление негативизма при общении;
- смягчение эмоционального и сенсорного дискомфорта;
- повышение психической активности;
- развитие целенаправленной деятельности;
- преодоление нежелательных форм поведения.