Сеть развивающих детских центров в Жулебино | Логопедия | Мини-сад
м. Жулебино, ул. Привольная д. 73 к .1 | м. Жулебино, Саранская 2 | пн—сб: 09:00—20:00

Занятия с психологом при ОВЗ

Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит из следующих составляющих:

  • психодиагностика;
  • психологическое консультирование;
  • психокоррекция;
  • психологическая поддержка.
Психологическая помощь детям с ОВЗ значительно отличается от помощи типично развивающимся детям, как по целям, так и по содержанию и динамике процесса.

В процессе психологической помощи детям с ОВЗ учитываются:

  • структура и специфика развития;
  • социальная ситуация развития;
  • степень выраженности изменений личности в связи с ОВЗ;
  • особенности межличностных отношений в семье.

Занятия психолога с детьми с ОВЗ направлены на:

  • повышение социальной активности;
  • развитие самостоятельности;
  • укрепление социальной позиции;
  • формирование ценностных установок;
  • развитие интеллектуальных процессов.

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, которые решают следующие задачи:

  • развитие гностических процессов детей с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям;
  • укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в семье и коллективе сверстников;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • устранение вторичных нарушений в социально-эмоциональной и личностной сферах;
  • диагностика и коррекция стиля семейного воспитания.

У дошкольников с ЗПР наблюдаются следующие отклонения:

  • недоразвитие игровой деятельности;
  • недостаточная познавательная активность;
  • быстрая утомляемость и истощаемость;
  • нарушения сенсорно-перцептивных процессов;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

В связи с этим занятия психолога с детьми с ЗПР направлены на:

  • формирование и развитие игровой деятельности;
  • развитие эмоциональной сферы и общения;
  • формирование перцептивных операций;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • развитие творческих способностей;
  • активизация познавательных процессов;

Сам процесс коррекции происходит во время обучения дошкольников с ЗПР продуктивным видам деятельности таким как: конструирование, рисование, лепка и аппликация, а также в игровых ситуациях.

article ovz 1

 

article ovz 2

article ovz 3

 

Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер и охватывает все сферы психики. Исходя из этого, психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включает в себя два основных блока:

  • адаптация ребенка к имеющемуся у него дефекту;
  • обучение родителей адекватному способу взаимодействия с ребенком.

У детей с умственной отсталостью на передний план выступает интеллектуальное недоразвитие, при котором отмечается:

  • недоразвитие абстрактного мышления;
  • низкий уровень образования понятий;
  • низкая степень сформированности обобщений;
  • нарушения константности и предметности восприятия;
  • замедленный темп узнавания предметов;
  • трудности обобщения сенсорных сигналов.

Занятия психолога с детьми с умственной отсталостью направлены на:

  • формирование перцептивных операций;
  • формирование понятий о сенсорных эталонах;
  • развитие константности и предметности восприятия;
  • формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Важным подходом при психологической коррекции детей с умственной отсталостью является предметно-практическая деятельность. Занятия проводятся в рамках того вида деятельности, которая доступна дошкольнику с психическим недоразвитием в данный момент.

Дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП), получают психологическую помощь вследствие особенностей умственного и эмоционально-волевого развития. Психологическая помощь подразумевает под собой систему мероприятий, направленных на:

  • формирование/развитие психических функций;
  • укрепление социальной позиции личности;
  • повышение социальной активности;
  • развитие психологических механизмов социальной интеграции;
  • развитие интеллектуальных процессов;
  • устранение вторичных личностных реакций на физический дефект.

Занятия психолога с детьми с ДЦП направлены на:

  • развитие эмоционального взаимодействия с окружающими;
  • формирование/развитие предметной и игровой деятельности;
  • активизация сенсорных функций;
  • формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нару­шений;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление);

Психологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) базируется на основных клинических проявлениях, наблюдаемых при данном нарушении развития: нарушения коммуникации, трудности в поведении, задержка психического развития.

Основными направлениями работы психолога с детьми с аутизмом будут являться следующие направления:

  • ориентация аутичного ребенка вовне;
  • обучение ребенка простым навыкам контакта;
  • обучение более сложным формам поведения;
  • развитие самосознания и личности.

Основные задачи психокоррекционной помощи детям с аутизмом:

  • налаживание контакта с аутичным ребенком;
  • преодоление негативизма при общении;
  • смягчение эмоционального и сенсорного дискомфорта;
  • повышение психической активности;
  • развитие целенаправленной деятельности;
  • преодоление нежелательных форм поведения.

article ovz 4

 

article ovz 5

Пройти тест«Пройти тест»