Занятия с логопедом по возрастам
Заниматься с логопедом не только полезно, но и важно особенно для тех детей, которые к 3,5 годам имеют в анамнезе «задержку речевого и психоречевого развития», диагностированную «моторную, сенсорную или сенсомоторную алалию», либо заключение об «общем недоразвитии речи, 1 или 2 уровня речевого развития».
Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:
- принцип онтогенетического подхода в развитии речи: последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе;
- принцип доступности: изложение материала «от простого к сложному»;
- принцип деятельностного подхода: при организации работы учитывается ведущая деятельность детей определенного возраста, что позволяет подобрать соответствующие приемы коррекционной работы;
- принцип комплексности: комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений в том числе с точки зрения психологии, педагогики, лингвистики;
- принцип наглядности.
Логопедические занятия с детьми 2 – 3 лет включают в себя:
- Развитие понимания обращенной речи и простых инструкций;
- Активизацию речевой деятельности:
- вызывание звуков, звукоподражаний;
- формирование первых форм слов;
- Формирование фразовой речи:
- развитие простых просьб-фраз;
- формирование двусловных предложений;
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
- уточнение произношения гласных звуков;
- Формирование общих речевых навыков:
- воспитание плавного выдоха;
- работа над силой голоса (громко-тихо);
- Развитие мелкой моторики:
- игры с бусами, крупами;
- пальчиковые игры.
Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей, достаточно часто меняет виды деятельности.
Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет включают в себя:
- Развитие понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря:
- Активизацию речевой деятельности:
- расширение и активизация предметного и глагольного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- Развитие фразовой речи:
- формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов;
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
- закрепление произношения гласных звуков;
- формирование правильного произношения согласных звуков (раннего онтогенеза);
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты);
- Расширение общих речевых навыков;
- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
- Развитие мелкой моторики:
- при помощи предметов, игрушек;
- улучшение координации пальцев с помощью упражнений.
Логопедические занятия с детьми 4 – 5 лет включают в себя:
- Формирование представлений об окружающем мире;
- Обогащение и активизация предметного и глагольного словарей (на основании различных лексических тем);
- Развитие грамматического строя речи:
- уточнение грамматических категорий и понятий;
- формирование навыков словообразования и словоизменения
- Развитие фразовой речи:
- обучение ведению диалогов;
- формирование навыков пересказа;
- развитие навыков собственного рассказывания;
- Развитие фонематических процессов:
- активизация слухового внимания на материале речевых звуков;
- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
- Развитие мелкой моторики:
- пальчиковая гимнастика;
- кинезиологические упражнения.
Приоритетными направлениями логопедической работы с детьми 5 – 6 лет и старше являются:
- нормализация мышечного тонуса;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха;
- постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых групп звуков.
При необходимости в логопедические занятия могут быть включены такие направления как:
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- обогащение активного и пассивного словарей;
- развитие связной речи.