Занятия с логопедом по возрастам

Заниматься с логопедом не только полезно, но и важно особенно для тех детей, которые к 3,5 годам имеют в анамнезе «задержку речевого и психоречевого развития», диагностированную «моторную, сенсорную или сенсомоторную алалию», либо заключение об «общем недоразвитии речи, 1 или 2 уровня речевого развития».

Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:

  • принцип онтогенетического подхода в развитии речи: последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе;
  • принцип доступности: изложение материала «от простого к сложному»;
  • принцип деятельностного подхода: при организации работы учитывается ведущая деятельность детей определенного возраста, что позволяет подобрать соответствующие приемы коррекционной работы;
  • принцип комплексности: комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений в том числе с точки зрения психологии, педагогики, лингвистики;
  • принцип наглядности.

Логопедические занятия с детьми 2 – 3 лет включают в себя:

  • Развитие понимания обращенной речи и простых инструкций;
  • Активизацию речевой деятельности:
  • вызывание звуков, звукоподражаний;
  • формирование первых форм слов;
  • Формирование фразовой речи:
  • развитие простых просьб-фраз;
  • формирование двусловных предложений;
  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
  • уточнение произношения гласных звуков;
  • Формирование общих речевых навыков:
  • воспитание плавного выдоха;
  • работа над силой голоса (громко-тихо);
  • Развитие мелкой моторики:
  • игры с бусами, крупами;
  • пальчиковые игры.


Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей, достаточно часто меняет виды дея­тельности.

Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет включают в себя:

  • Развитие понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря:
  • Активизацию речевой деятельности:
  • расширение и ак­тивизация предметного и глагольного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • Развитие фразовой речи:
  • формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов;
  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
  • закрепление произношения гласных звуков;
  • формирование правильного произношения согласных звуков (раннего онтогенеза);
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты);
  • Расширение общих речевых навыков;
  • Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
  • Развитие мелкой моторики:
  • при помощи предметов, игрушек;
  • улучшение координации пальцев с помощью упражнений.


Логопедические занятия с детьми 4 – 5 лет включают в себя:

  • Формирование представлений об окружающем мире;
  • Обогащение и активизация предметного и глагольного словарей (на основании различных лексических тем);
  • Развитие грамматического строя речи:
  • уточнение грамматических категорий и понятий;
  • формирование навыков словообразования и словоизменения
  • Развитие фразовой речи:
  • обучение ведению диалогов;
  • формирование навыков пересказа;
  • развитие навыков собственного рассказывания;
  • Развитие фонематических процессов:
  • активизация слухового внимания на материале речевых звуков;
  • Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
  • Развитие мелкой моторики:
  • пальчиковая гимнастика;
  • кинезиологические упражнения.

Приоритетными направлениями логопедической работы с детьми 5 – 6 лет и старше являются:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых групп звуков.

При необходимости в логопедические занятия могут быть включены такие направления как:

  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование звукового анализа и синтеза;
  • обогащение активного и пассивного словарей;
  • развитие связной речи.


Пройти тест«Пройти тест»