Занятие логопеда по постановке звука [Р]
Занятие логопеда по постановке звука [Р]
Некоторые родители, обращаясь к нам за помощью, ошибочно полагают, что ребенку необходимо исправить букву «р». На самом деле, речь идет о неправильном произношении звука [Р]. Многих родителей больше всего тревожит именно неправильное или искаженное произношение этого сонорного звука.
Недостатки звукопроизношения делятся на несколько групп. Нарушенное произношение звуков [Р],[Р‘] принято обозначать термином «ротацизм».
Виды нарушенного звукопроизношения:
- искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков (например, горловое произнесение звука [Р]);
- замены – использование вместо звука, отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя (например, «лыба» вместо «рыба», «вакета» вметсто «ракета»);
- пропуск – отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха (например, «каова» вместо «корова»)
- смешение – недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении («лакета» вместо «ракета»)
Виды искаженного произношения звуков [Р], [Р‘]:
- межзубное – язык выбрасывается изо рта, слышен один удар;
- одноударное – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
- проторный – правильная артикуляция звука без вибрации, слышится щелевой (фрикативный звук);
- горловой – кончик и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть спинки круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое нёбо (велярный ротацизм), либо увулю (увулярный ротацизм);
- боковой – при правильной артикуляции звуков один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок. Она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук. Слышны 1 – 2 удара;
- кучерской – губы выдвинуты вперед. Сильная струя воздуха заставляет губы вибрировать;
- носовой – кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка напряжена и поднята к мягкому нёбу, образуя щель или смычку. При смычке звучание приобретает носовой оттенок.
Виды замен звуков [Р], [Р‘]:
- замены на любые гласные звуки: «ыак» вместо «рак», «иепа» вместо «репа»;
- замены на сонорные звуки: «лак» вместо «рак», «нама» вместо «рама» «jука» вместо «рука», «Льома» - вместо «Рома»;
- замена на губно-зубные: «кавова» вместо «корова»;
- замена на переднеязычные: «дак» вместо «рак», «депа» вместо «репа»;
- замена на заднеязычные: «гак» вместо «рак», «гепа» вместо «репа».
Работа по коррекции нарушений звукопроизношения начинается с развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
- подбираются целенаправленно;
- проводятся в начале занятия;
- закрепляются в домашних условиях;
- требуют 5-7 минут для выполнения.
Для постановки звуков [Р], [Р‘] необходимо выполнять следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
Базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата:
- «Окно» - рот широко открыт, язык спокойно лежит за на дне ротовой полости;
- «Забор» - губы в улыбке, передние верхние и нижние резцы обнажены, стоят друг на друге;
- «Трубочка» - вытягивание губ вперед трубочкой;
- «Лопата» - рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии;
- «Иголка» - рот открыт, удерживать узкий язык между резцами;
- «Наказываем язычок» - разминать язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя»;
- «Качели» - рот широко открыт, чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции;
- «Часики» - рот приоткрыт, чередование движений языка вправо и влево с фиксацией в течение секунды в каждой позиции;
Комплекс упражнений для выработки движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков [Р], [Р‘]:
- «Грибок» - выработка подъема всей спинки языка вверх, присасывание всего языка к верхнему нёбу;
- «Вкусное варенье» - выработка движения широкой передней части языка (широким передним краем языка облизать верхнюю губу);
- «Почистим верхние зубы» - выработка подъема и движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов;
- «Маляр» - отрабатывание движения языка вверх по твердому нёбу вперед-назад;
- «Барабанщик» - укрепление мышц языка, отрабатывая подъем языка вверх, и умение делать кончик языка напряженным;
- «Лошадка» - укрепление мышцы языка и выработка подъема языка вверх, производя цокание языком.
Существует несколько способов постановки звука [Р]. Приведем один из наиболее распространенных:
Постановка звука [Р] от звука [Д].
- Ребенок звонко произносит звук [Д] прижимая кончик языка к бугоркам за верхними зубами (альвеолам); Звук нужно произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол.
- При произнесении звука [Д] язык должен как бы раздуваться от воздуха, выдыхаемого на него.
- Далее необходимо тренировать ребенка таким образом, чтобы он как можно сильнее выдохнул на язык, а язык в этот момент оторвался от альвеол и затрепетал и завибрировал от «порыва ветра»;
- В результате тренировки пунктов 1-3 должно получиться сочетание звуков д-р-р-р;
- В дальнейшем необходимо тренировать звук [Р] в таких слогах как дра, дро, дру, дры, а позже в словах;
- Чтобы отделить звук [Р] от звука [Д] предлагайте ребенку произносить звук [Д] про себя, а звук [Р] в полную силу;
- Закрепите звук [Р] в слогах ра, ро, ру, ры.
- Отработайте правильное произношение звука [Р] в различных словах, предложениях и текстах.
Если, проделав всю описанную выше работу, вам не удалось исправить у своего ребенка звук [Р], то это может явиться поводом обратиться за консультацией к логопедам Центра развития речи «Говорить легко».