Игровая дыхательная гимнастика

Правильное дыхание играет важную роль в развитии речи. Дыхательная система является энергетической базой для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Рекомендованная игровая дыхательная гимнастика поможет детям достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если  в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения ребенка.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений у ребенка не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не под­нимать.
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
  • Упражнения можно выполнять как положении сидя, так и стоя.
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.
  • Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов

Футбол

Постройте для этой игры ворота (их можно соорудить самим из любого конструктора или другого материала, а можно купить набор для игры в футбол, например в этом магазине http://www.igrocity.ru/gift.php?kod_groop=logoped&kod=166842).

Также для игры понадобится легкий пластмассовый шарик, например для пинг-понга. Предложите ребенку сыграть в футбол. Ребенок сидит за столом. Взрослый кладет перед ним на стол шарик. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Покажите ребенку, как можно с силой подуть на шарик, чтобы он попал в ворота, затем предложите ребенку подуть на шарик самостоятельно: — Подуй на шарик, попади в ворота. Забей гол!

 dih gimn ball

Бульки

Подготовьте для игры стакан с водой (наполнен наполовину) и коктейльные трубочки - разного диаметра. Взрослый опускает в стакан с водой трубочку и дует в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем взрослый дает трубочку ребенку и предлагает подуть:

— Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

 

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен составлять 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более узкие трубочки.

Внимание! Обратите внимание на сложности, которые могут возникнуть в ходе этой игры!
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем — ребенок начинает грызть мягкую трубочку или перегибает ее пополам. В этом случае можно использовать не коктейльную трубочку, а корпус гелевой ручки — прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Если ребенок, держа трубочку в губах, выдыхет воздух через нос, следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
 

Расти пена!

Для игры подготовьте стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Внимание! Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научатся хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку).

Взрослый добавляет в воду немного жидкости для мытья посуды, затем берет коктейльную трубочку и дует в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей:

— Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю... Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

Затем взрослый предлагает подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

 

Задуй свечу!

Для этой игры нужна свеча с устойчивым основанием или установленная на надежном подсвечнике. Перед началом игры объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует, свечу нельзя трогать и тем более опрокидывать, внимательно следите за выполнением этих правил в течение всей игры.

Вначале ставьте свечу на столе на расстоянии около 30 см от ребенка, сидящего за столом (постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40–50 см). Чтобы было интереснее, свечу можно зажечь в полутемной комнате. Предложите малышу сначала полюбоваться на пламя, а затем задуть свечу.

Обратите внимание: часто малыш, делая правильный выдох, не может верно направить струю выдыхаемого воздуха — она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить подуть на свечу через трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3–4 см), т.к. с помощью трубы можно зрительно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
 

Дудочка

Для игры понадобится дудочка. Дайте малышу дудочку и предложите поиграть на ней (Лучше если вы продемонстрируете, как это делать):

— Давай поиграем на дудочке. У нас получился настоящий концерт!

Если у малыша не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами, воздух не должен выходить через нос.
Если же у малыша пока не получается извлечь из дудочки звуки, не настаивайте, вернитесь к этому заданию позже, когда ребенок немного подрастет.

dih gimn dud